Приметы советы славянские. Приметы и сонник. Как привлечь деньги? Народные приметы

12 важных и интересных старославянских поверий, примет и обычаев, иллюстрированных фотографиями. Многие из этих примет не всем известны, а многими и просто незаслуженно забыты. И напрасно, ведь именно в этих простых правилах, которым следовали наши предки, заключена мудрость накопленная столетиями наблюдений, способная доступным языком подсказать, как следует себя вести, чтобы жить в гармонии с природой и самим собой.

Повреждение бороды мужчины или насильственное отрезание её в древние времена считалось тягчайшим преступлением против своего древнего Рода и оскорблением Небесных Богов, покровительствующих этому Роду.

Первые серебряные ложки на Руси были изготовлены в 998 г. Владимиром Святославичем своей дружине по ее требованию.

Согласно древнеславянскому учению, ношение юбок и платьев восстанавливает связь с энергией рода по женской линии.

Казаки носили серьги в ушах не просто так. Серьга в левом ухе означала, что казак был единственным сыном в семье, а в правом – последний

Радинец - изображался на люльках и колыбелях. Считается, что Радинец даёт малым детям радость и умиротворение, а также защищает их от сглаза и призраков.

В древней Руси венок всегда был главным украшением девиц и являлся обязательным атрибутом во время проведения языческих праздников. На венок возлагали большие надежды: в зависимости от желания девушки, венок украшали разными цветами.

Древние славяне верили, что одна семья со всеми родовыми ответвлениями образует огромный фамильный род, объединенных одной духовной связью, одной фамилией. И эта семья со временем начинает олицетворять собой единое энергоинформационное пространство – эгрегор.

А вы знали, как у славян отличались женские и мужские пояса? Отличие заключалось в длине: мужские - однорядные, женские - двухрядовые (обвивали талию два раза).

У древних славян была примета - пускать первой в новый дом кошку. Потому что кошка способна найти в жилище самое здоровое, уютное место. В дом входят после того, как кошка уляжется на этом месте. Обычно там ставят кровать для молодых, а после рождения ребенка - колыбель.

В Древней Руси бытовало поверие, что злые духи могут воздействовать на любого человека, если тот не защищён специальными оберегами. Тело всегда защищено рубахой, платьем с вышитыми на них обережными символами, на запястьях рук браслеты, на шее ожерелья, на лбу специальная повязка.

Славяне издревле отмечали смену времён года и смену фаз солнца. А потому за каждое время года был ответственна своя ипостась бога Солнца. В период между летним солнцестоянием и осенним равноденствием (с 22 июня по 23 сентября) поклонялись солнцу-мужу Даждьбогу (Купайле).

Цветок папоротника или Перунов цвет способен защитить своего обладателя от всевозможных недугов, порч и сглазов. Славяне полагали, что цветок папоротника разрушительно воздействует на все без исключения темные силы, поэтому обладатель этого артефакта непроницаем и неуязвим для зла. Его искали в ночь на Купала и верили, что он сможет исполнить самые заветные желания.

Духи Приметы Славянские суеверия

Славянские суеверия


Трудно представить славянский фольклор без поговорок, пословиц, примет, заговоров, в основе которых лежат суеверия, пришедшие к нам из древних времен и, по сути, являющиеся мировоззрением наших предков, их способом выживания в среде интуитивного постижения природы.

Народные суеверия отличаются необычайной живучестью и приспособляемостью, передаются русскому человеку на генном уровне. Никакой мировой прогресс не повлияет на наше убеждение, что нельзя смотреть в разбитое зеркало, а для того чтобы не сглазить, надо обязательно сплюнуть три раза и постучать по дереву. Наверное, многим также знакома ситуация, когда, встретив на своем пути черную кошку, человек по крайней мере нерешительно приостановится, в большинстве же случаев прохожий непременно совершит нехитрый ритуал, гарантирующий избежание несчастья: возьмется за пуговицу, плюнет три раза через левое плечо, пройдет опасных участок дороги спиной вперед или просто подождет, пока кто-нибудь другой пересечет несчастливую линию.

Мир вокруг людей всегда был полон загадочных и необъяснимых фантомов, которые народ в своих рассказах изображал невиданными фантастическими существами, наделенными вполне реальными человеческими качествами. И эти существа не просто живут рядом с людьми в своем параллельном мире духов, но активно взаимодействуют с ними в повседневной жизни. Трудно представить крестьянский быт без домового, кикиморы, банника, овинника, а лес и водоемы - без леших, водяных, русалок. Человеческие страхи и опасения нашли воплощение в образах ведьм, колдунов, покойников и другой зловредной нечисти. Веру в защитников, покровителей, наоборот, олицетворяли духи добрые. Через все эти образы мы можем приоткрыть тайны духовной жизни, культуры, психологии наших, прадедов и даже лучше понять самих себя.




Васнецов- Алконост и Гамаюн


Алконост, птица Алконост, Алкион

Воплощение неизбывной светлой печали. Хозяйка хорошей погоды, управляющая ветрами. По пояс имеет образ человечий, а ниже - птичий. На лубочных изображениях предстает она с красивыми радужными крыльями, девичьим лицом, а голову ее венчает корона. Встречаются рисунки, где у нее кроме крыльев есть и руки, в которых она держит райские цветы или свиток. Живет Алконост на острове Буяне вместе с птицей Сирин (птицей Радости, Света). Считалось, что говорят они на человеческом языке, а пение их служит воплощением божественного слова, входящего в человеческую душу.

Возникновение образа птицы Алконост своими корнями уходит в древнегреческую мифологию, по которой Алкиона, дочь повелителя ветров Эола, узнав о гибели мужа, бросилась в море с вершины утеса, но боги, пощадив ее, превратили в птичку зимородка (греч. alkyon - зимородок). Муж ее был также оживлен и превращен в птицу, после чего супруги стали вновь неразлучны.


Древнегреческая скульптура из музея в Афинах

В русском фольклоре на протяжении длительного времени этот образ претерпевает ряд изменений, и Алконост предстает уже в ипостаси мифической райской птицы грусти и печали. По описанию с настенного лубка, поет она так, что "сама себя не ощущает", а кто ее услышит, тот обо всем позабудет, "тогда ум от него отходит, и душа его из тела исходит". Великое утешение и отдохновение несет пение Алконоста.

Светлый ее образ неразлучно связан с образом птицы Сирин. Обе они, являясь воплощением радости, нездешнего счастья и неизбывной грусти-печали, составляли единое целое в мироощущении наших древних предков. Необыкновенно прочувствованно изобразил этих сказочных птиц русский художник В. М. Васнецов в картине "Песни радости и печали".

А н ч у т к а

нечистый дух у славян, бес, водяной чертенок.
Анчутка - одно из наиболее распространенных названий нечистой силы. Возможно, оно произошло в результате изменения литовского слова A n c i u t e -"маленькая утка". Действительно, анчутка, чертик - существо, связанное с водой, болотом, при этом он быстро передвигается (летает).

Согласно общераспространенным поверьям. нечистая сила, в том числе черт, "очень любит воду и не упускает возможности поселиться в ней" (Пащенко, 1905). На Юге России анчутку описывают как водяное страшилище, живущее в реках и прудах; им пугают детей. На Смоленщине анчутик - "странное название черта, который садится на ноги тому, кто за столом болтает ногами во время еды, - обыкновенной им пугают детей и подростков." Анчутку нередко представляли с гусиными пятками и свиным пятачком.


Баба Яга

Баба-ляга, дикая баба

Образ Бабы Яги, одной из главных героинь русских сказок, знаком каждому с детства. Она и ведьма, и колдунья, и приветливая хозяйка, употребляющая в пищу своих гостей, и в то же время может быть и помощницей (если кто приглянется). Живет обычно в дремучих, непроходимых лесах, в избушке, крутящейся на курьих ножках, но можно ее встретить и в деревнях, под видом простой женщины, имеющей семью, ведущей хозяйство. Она вечная старуха, которая и быть-то не была никогда ни девицей, ни молодицей. На вид уродлива, с одним торчащим зубом да костяной (железной) ногой. Одна нога Бабы Яги - признак змеиной породы. В сказках ее образ перекликается с образом Змеихи-мате-ри побежденного богатырем Змея, которая пускается на разные хитрости, лишь бы погубить героя. Обычно Баба Яга, как и змей, сторожит клад - злато, серебро, меч-кладенец и т.п. Любит загадывать загадки, неотгадавших съедает.


Баба Яга, как правило, всегда что-то прядет или ткет, подобно древнегреческим мойрам, и так же, как и они, обладает властью над судьбой, пророческим даром. В сказках она вручает героям клубок ниток, своеобразный путеводитель, который в конечном счете указывает дорогу к цели.



Васнецов Баба яга


Летает она в железной ступе. "Баба Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает" На земле в это время бывает страшная буря, мор, падеж. Любит Баба Яга похищать людей и заставлять работать на себя: то ребенка нянчить, то воды натаскать, то баньку истопить да ее же и помыть, прясть, пироги печь. Любит кушать детей, заблудившихся в лесу или присланных к ней недобрыми мачехами. Правда, некоторые из них - Жихарько, Ивашка - оказываются сообразительней ее и сами зажаривают хитрую старуху.

В ряде сказок Баба Яга выступает как богатырша, располагающая "ратью-силой несметной", бьющаяся не на жизнь, а на смерть с добрыми молодцами. В этих случаях царство ее располагается под землей, где хранятся все несметные запасы добра, целые стада всякой живности и даже множество домов, в которых кузнецы, ткачихи, швеи готовят войско Бабы Яги. На лубяных картинках она часто изображается дерущейся со стариком или крокодилом. Стоит добавить, что именем Яги обычно называют злых, сварливых и некрасивых женщин.

Бабу Ягучастенько называют старой каргой- это заимствование у татар, по татарски Карга-ворона


Банник

Банная нечисть, банные лешие, банный хозяин, жихарь, шишок.
В женском обличье: байниха, банница, обдериха

Дух особый, живущий в бане, ее "хозяин". Как и домовой, привязан к конкретному месту и семье. Банник любит тепло, обитает поэтому под полком или за печью, оттуда часто слышится шум, вой, хохот и даже стоны. Как правило, невидим, но может, будто оборотень, показываться в различном обличье, к примеру, кошки, лягушки, маленькой собачки или белого зайчика, а захочет, и веником представится. Если же увидеть его в человеческом образе, то это страшный лохматый мужик, с очень длинными волосами, железными когтями.


Банный хозяин - дух недобрый, опасный. Неугодных ему запаривает, замучивает до смерти. Во многих областях и губерниях после третьего пара мыться уже не ходят, оставляют для мытья баннику вместе с водой и веником. Считается также, что нельзя мыться после захода солнца или поздно ночью. При входе в баню приговаривают: "Крещеный на полок, некрещеный с полка!"- а уходя благодарят: "Спасибо тебе, байнушко, на парной баенке". Чтобы умилостивить его, в новую баню всегда несли хлеб-соль и оставляли на полке. Коли была нужда переночевать в бане, спрашивали разрешения у банного хозяина. Если пустит, то значит, можно спать спокойно, он никому в обиду не даст, будет охранять от чужой нечисти.



картина Ф. Малявина


Баня являлась излюбленным местом гадания. По поверью, девушки могли увидеть своего суженого, если садились перед каменкой и смотрели в зеркало. Можно было узнать и каков будет будущий муж. "...Девушки... отправляются в полночь в баню, завернув подол на голову, обнажают ягодицы, пятясь, входят в баню и приговаривают: "Мужик богатый, ударь по ж... рукой мохнатой!" Если к телу прикоснется волосатая рука, жених будет богатым, если безволосая и жесткая, он будет бедным и лютым, если мягкая, у него будет мягкий характер".

Но любое гадание почиталось делом опасным, потому что банный хозяин мог погубить неосторожного гадающего.

Сама по себе баня считается местом нечистым, человек здесь очищается, смывает не только грязь, но и болезни, грехи. На банищах поэтому никогда ничего не строили. Банник, недовольный местом, где стоит баня, может наслать на людей недуги, которые тотчас проходят, если баню перенесли в другое место. Видеть банника или слышать его всегда было к несчастью. Козни его, зачастую немотивированные, всегда злы, а любое несчастье, произошедшее с человеком в бане, считалось его проделками.

Не случайно поэтому, как бы в противовес баннику, существует вера в банную матушку (бабушку).

Это добрый дух, обитающий в бане, лечащий от всех болезней и покровительствующий слабым и больным, а также роженицам и младенцам. Роды в крестьянских семьях происходили обычно в бане, где мать с новорожденным оставалась еще некоторое время. Тут же их омывали и даже парили. Омовение сопровождалось различными магическими действиями и обращениями к доброй банной матушке, которые должны были обезопасить роженицу с ребенком от всего недоброго.

К доброму духу бани-целительницы призывали и тогда, когда надо было "смыть", излечить хвори. В крестьянском быту невозможно было найти лучшего лекарства от "болезней горячечных, простудных и воспалительных", чем баня с хорошим паром. Лечебные ее свойства известны с давних пор и до сего времени остаются весьма популярными.



Берегини

Изначально, по древнеславянским представлениям, Берегиня была великой богиней, матерью всего сущего, а сопровождавшие ее светозарные всадники олицетворяли собой солнце. Культ Берегини был связан с березой - символом добра и света.

Позднее берегинями стали называть девушек-духов, олицетворявших лесную и водную стихии, оберегающих человека, приносящих влагу и заботящихся об урожаях.

В поверьях они предстают в виде прекрасных крылатых дев, веселых и шаловливых, поющих зачаровывающими голосами. Ранним летом они легкими хороводами кружатся около рек и озер, резвятся в полях. Там, где ступали их легкие ножки, трава растет гуще и хлеб бывает обильнее. Они защищают человека от злых духов-упырей, спасают маленьких детей, упавших в воду, предсказывают судьбу. Существовали и берегини-бродницы, указывавшие путникам место, где расположен брод.

Славяне считали, что берегини держатся поблизости от человеческого жилья, но могут обитать по берегам водоемов или в березах. Во всяком случае, ритуалы, связанные с ними, совершались обычно на возвышенных, холмистых местах вблизи рек. Образ берегинь в поверьях тесно переплетется с образом русалок. Береза, как место их обитания, особо почиталась во время русалий - праздника русалок, устраиваемого наТроициной неделе. Но в отличие от своих водяных сестер берегини не причиняли зла людям, а, наоборот, покровительствовали им.

С давних времен на Руси женщины делали кукол-берегинь. В качестве туловища использовали березовое полено, на которое надевалась одежда. У куклы обязательно должна была быть большая грудь как символ материнства. Рукава одежды берегини, которая делалась для замужней женщины, завязывались; девушке же дарили куклу в одежде со свободными рукавами. На шею ей вешали свертки, символизирующие детей, сколько у женщины детей - столько свертков.

Блазня, блазень, морока

Наваждение, призрак, галлюцинация, который может проявиться во всяком месте и в любое время; может также вызывать беспричинное передвижение различных предметов, например в доме, где была ссора или скандал, блазня начинает сбрасывать с полок посуду, а на стол кидать различный мусор и хлам. Блазнить, блазниться - значит чудиться, мерещиться. "Ему все мертвецы блазнятся"; "Блазнит меня нечистый, в другой раз привиделся".

Блазень, блазня или морока - это призраки неопределенного облика, видения, миражи. Они могут быть бесшумными или, наоборот, проявляющими себя непонятно откуда доносящимися звуками, речью. Большого вреда не приносят, разве что пугают, беспокоят.



Блуд, манило

"Манило, он в лес манит" Б. Блуд - производная от слов "блуждать, блудить", иначе - сбиться с дороги, потерять направление. Это лесной дух, родственник лешему, любящий под видом старого знакомого заманить человека в неведомые места и заставить плутать. Причины этому могут быть разные, например пришедший в лес вел себя нехорошо, шумел или встал на дорогу лешего. Во многих областях, прежде чем в лес зайти, обращаются к лесным духа, чтобы оберегали и головы не морочили. От блуждания также помогает выворачивание наизнанку одежды, надевание ее задом наперед, переобувание.


Блудячий огонь

Огоньки, имеющие причиной своего возникновения явления сверхъестественные. По народным поверьям, они показываются в глухих лесах, на болотах, кладбищах, заброшенных строениях или в полях. Согласно описаниям, эти огни не греющие, светящиеся мерцающим голубоватым светом.

Повод появления блудячего огня может быть разный. Это и скитающиеся души умерших, требующие поминовения, и забавы нечистой силы, которая заманивает и губит людей, также они считаются верным признаком клада, который ищет своего хозяина.

Болотник, болотный леший, болото, болотяник

Дух, живущий на болоте, сродни лешему и водяному. По описанию, это существо с огромными лапами, с телом, покрытым шерстью, и длинным хвостом. Специализируется на заманивании и затаскивании людей в трясину.

Болото всегда было местом опасным, смутным, именно поэтому здесь, во владениях болотника, неизменно полно чертей и разной нечисти. "Было бы болото, а черти будут"; "Не ходи при болоте - черт уши обколотит". В поверьях новгородской земли говорится, что болотные духи по ночам зажигают огни в топях и завлекают всякий люд на погибель. Они также портят лес, растущий около болота, и брать его на постройку дома ни в коем случае нельзя.

Болотяник может появляться и в образе болотницы - женщины молодой или старой, коварной, увлекающей заплутавших в топи-трясины. "Кличут к себе путников на разные голоса и губят оплошавших". Ее описание в различных областях неодинаково: одни называли красавицей, каких в крещеном миру не найдешь, другие - старой и безобразной.

Болотниками часто именуется любая нечистая сила, обитающая на болоте и причиняющая вред людям. В народных поверьях образ болотника смешивается и наделяется схожими качествами с лешим, водяным, чертом.


Бука, букан, букушка

Наименование духа неопределенного, смутного облика, живущего в пустых строениях, в глухомани. Отсюда пошло порицание нелюдимого, мрачного человека: бука, букан, а о хмуром и угрюмом взгляде говорили - глядит букой. В преданиях разных областей образ буки перекликался с образами лешего, домового или овинника. Может жить на конюшне или в бане, покровительствовать хозяйству, как домовой дух, или, как леший, запугивать пришедших в лес, а может, как и овинник, глумиться, устрашать людей.

В русских поверьях XIX-XX веков бука становится таинственным, фантастическим существом, главное предназначение которого - пугать малых ребят. "Не ходи - бука съест", "Спи, а то бука заберет". По В. Далю он - "мнимое пугало, коим разумные воспитатели стращают детей".

Описание самого буки очень туманны: обычно это нечто волосатое, лохматое, с большущим ртом, длиннющим языком, не то ходит, не то катится. По ночам приходит в селения, крадет и кушает непослушных чад. Скорее всего, является олицетворением ночных страхов, опасностей, мороков.

Ведьма, ведунья, вещунья, вещица, колдунья

Это необычные женщины, обладающие особыми тайными знаниями и сверхъестественными способностями. Ведьмы могут понимать язык птиц и животных, владеют секретами приготовления лекарств и зелий, умеют летать по воздуху и оборачиваться кем им вздумается. По народным поверьям, ведьмы состоят в сговоре с нечистой силой, от которой получают свои познания и колдовские чары и используют их во вред людям. Считается, что колдуньи повинны в засухах, гибели скотины, что они могут украсть даже месяц, устроив кромешную тьму, они выдаивают коров, устраивают заломы в полях.

К ведьмам всегда относились с суеверным страхом, который своими корнями уходит в языческие времена. Отношение к ним тогда было особое, в самом названии "ведьма", "вещунья" присутствует корень "вед", "вещ", обозначающий владетельниц пророческого дара, умеющих врачевать, предвидеть будущее. Они были хранительницами языческих обрядов, традиций, как и волхвы. Поэтому в период распространения христианства на Руси их причислили к дьявольской, нечистой силе, что повлекло за собой гибель многих неповинных женщин, обвиненных в ведьмачестве. Им ставили в вину любой голод, неурожай, эпидемию, стихийное бедствие. Проверка заподозренных в колдовстве осуществлялась водою: их связывали веревками, привешивали на шею тяжелый камень и бросали в омуты. Если женщина была неповинна в чародействе, то она тут же тонула, если же это была ведьма, то вода отказывалась ее принимать, оставляя плавать на поверхности вместе с камнем. После сей процедуры с первых снимали все обвинения, а вторых тут же казнили, причем делали это коллективно, чтобы некому потом было мстить.

Существует также деление ведьм на "природных" и "ученых". "Природные" рождаются у ведьм-матерей и получают свои знания по наследству. По некоторым сведениям, они могут появляться в семьях, где родилось подряд девять девочек, а десятая и будет колдуньей, или ею окажется тринадцатая по счету девица от двенадцати подряд девиц одного поколения. Отличительная особенность "природных" ведьм - это наличие маленького хвостика, слегка загнутого и не пропадающего даже при превращениях. Считается, что они более добрые, чем "ученые", и могут иногда даже помогать людям.

"Ученая ведьма хуже прирожденной". Она получает свои познания и умения, сознательно переняв их у ведьм или вступив в соглашение с нечистой силой. Для этого она отрекается от всех своих сородичей до двенадцатого колена и проходит ряд испытаний. Ведьмы "ученые" слывут бешеными, злыми, являются женами чертей.
Распознать колдуний можно несколькими способами. Например, их великолепно чувствуют собаки и кошки-первенцы или по необычному взгляду, в котором проскакивают огневые искры, дом ведьмы узнается подыму из трубы - он всегда будет идти против ветра. По поверьям, умирают колдуньи в страшных мучениях, пытаясь передать кому-нибудь свои знания, и горе тому, кто возьмет у них из рук в этот момент любую вещь - с ней они обязательно вручат и свой ужасный дар. Считается, что после смерти ведьмы мстят своим обидчикам и могут заесть до смерти.

Ведьмы для своих полетов оборачивались дымом, тучей, птицей (в большинстве случаев - сорокой), могли летать с помощью специально приготовляемой мази, которой натирали все тело. В качестве транспорта использовали помело, ухват, веник, хлебную лопатку, однако особо популярными были поездки ведьм на человеке, превращаемом в лошадь. Наутро этот несчастный ничего не помнил, только чувствовал себя разбитым.

В другом варианте, человек, обладающий исключительными силами, сам становился наездником на ведьме-лошади. Это, как правило, завершалось замужеством укрощенной ведьмы. Подобную тему мы можем проследить в сказке П. П. Ершова "Конек-горбунок", в начале которой повествуется о старике и его трех сыновьях, живших тем, что "...сеяли пшеницу да возили в град-столицу..", но "...кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить..." ("шевелить", "устраивать заломы" в полях - излюбленное действо ведьмы). Тогда было решено изловить вора. В третью ночь дежуривший младший Иван "...посмотрел под рукавицу и увидел кобылицу..." (смотреть на ведьму просто напрямую нельзя - околдует), затем, не долго думая, "к кобылице подбегает, за волнистый хвост хватает и прыгнул к ней на хребет - только задом наперед..." (обуздать, укротить ведьму можно только "нетрадиционным" способом, подобно тому, как от нечистой силы помогало одевание одежды наизнанку и тоже задом наперед). Естественно, что кобылица хочет взять верх над Иваном, сбросить его, "...но Иван и сам непрост - крепко держится за хвост..." (совладать с ведьмой дано лишь исключительным людям). Наконец кобылица сдается: "...Коль умел ты усидеть, так тебе мной и владеть... По исходе же трех дней двух рожу тебе коней... Да еще рожу конька ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами... он зимой тебя согреет, летом холодом обвеет, в голод хлебом угостит, в жажду медом напоит..." Дети, рожденные от ведьмы, могли быть и обычными, наподобие первых двух коней, и обладать тем же даром, что их мать, как конек-горбунок, без которого Ивану и выжить-то было невозможно, и подвиги великие совершить.

Однако образ колдуньи-помощницы встречался гораздо реже, чем образ колдуньи-губительницы. Она становится героиней, олицетворяющей собой все беды, злоключения, подстерегающие и преследующие людей.

В таком качестве ведьма делается необходимым и незаменимым персонажем славянского фольклора, в котором, как тень не бывает без света, так и добрые положительные герои находятся в неразрывной связи с силами темными, зловредными.

Ветер, ветреник, ветросная сила

"За ветром в поле не угонишься"; "Спроси у ветра совета, не будет ли ответа?"; "Ветер взбесится и с бобыльей избы крышу сорвет".

В народных рассказах ветер всегда выступает как живое существо, как дух, с ним связанный. Ветер не наделяется конкретным обликом, но описание его всегда сопровождается отображением качеств, делающих его одушевленным. "Без рук, без ног, по полю рыщет, поет да свищет, деревья ломает, траву к земле пригибает".

Ветер непредсказуем и вездесущ. Его природа двойственна: он может выступать как охранитель, помощник и освободитель, но вместе с ним приходят также и болезни, порча, мор. У славян даже эпидемии называли "поветриями", источником которых служил "дурной ветер". По нему также можно было передать сглаз. Считалось, что от этих "ветреных" недугов помогают заговоры ("С ветра пришло, на ветер и пошло"), чеснок, обливание водой, окуривание дымом.

О благоприятных ветрах говорилось, что они посылаются ангелами, что это добрые существа, живущие в лесах или горах. На лубочных картинках они изображались обычно в виде младенца, дующего в трубу. И наоборот, вихри, ураганы, другие разрушительные ветры - это злые демоны, духи. В Тамбовской губернии существовало поверье о трех сестрах, свирепых ветрах - Буре, Метели, Вьюге и их старшем брате - Вихре. Они носят ведьм выдаивать чужих коров, заметают следы нечистой силы, на них катаются во время чертовых свадеб.

В русском фольклоре часто встречается обращение к ветру как к помощнику. Особенно это было актуально для местности, где есть выход к морю, ведь от попутного ветра зависело многое: это и удачный промысел, и благополучное путешествие. Здесь он почитался особо. Его молили, чтобы был милостив, не задерживал возвращающихся рыбаков, подносили и бросали в воду хлеб-соль на поветерь (попутный ветер).

Особая дружба с ветром была у мельников на ветряных мельницах. Когда начинался обмолот, они старались заручиться поддержкой ветра, "пускали на ветер" муку, одаривали ею просящих. Во многих губерниях считалось, что если при молотьбе не подать ничего беднякам, то ветер возьмет в десять раз больше.

К ветросной силе призывали также в любовных заговорах, дабы наслать тоску сердечную на милого друга. Ветер везде бывает, все знает. В пушкинской сказке о спящей царевне он единственный, кто в состоянии помочь королевичу Елисею отыскать его невесту(с этой задачей не справились ни солнце, ни луна).

В народных поговорках и сравнениях отражено отношение к изменчивому, непостоянному ветру. "Ветром подбитый" - говорят о ненадежном человеке; о расточительном - "все на ветер спустил"; об излишне угодливом - "откуда ветер дует, туда и он". С холодным ветром сопоставляли человеческую жестокость, черствость, с теплым ветерком - милосердие, доброту.

Вещица-сорока

Один из обликов ведьмы - птица-оборотень. В народных поверьях часто повествуется о превращении колдуний в сорок для избежания наказания; к примеру, бытует рассказ об Иване Грозном, который решил извести в своем государстве всех ведьм, для этого повелел собрать их по всем областям, привезти на площадь и сжечь. Когда пламя дошло до колдуний, повалил черный дым и из него стали вылетать сороки. Это ведьмы, превратившиеся в птиц, ускользнули от расправы. Царь в гневе послал им проклятие оставаться до конца дней в облике сорок. С тех пор так они и летают по белу свету, но вблизи Москвы их не увидишь, туда им путь заказан.

В своем любимом сорочьем обличье ведьма занимается обычными делами: наводит порчу, выдаивает коров, летает на шабаши. Еще одним занятием именно ведьмы-сороки является похищение еще неродившегося ребенка из чрева матери, заменяя его краюшкой хлеба, голиком, головнями или льдом. Проникают они в дом, как другая нечисть, через трубу. По рассказам, женщина, к которой прилетали ведьмы-вещицы, не могла даже пошевелиться и позвать на помощь. Средством, оберегающим беременную, может служить пояс мужа или другие его вещи.

Образ сорок-вещиц в поверьях перекликается с болезнями, подобными лихорадке и приносимыми ветром. Вещицы - также предсказательницы судьбы, предвестницы несчастья. В русских загадках птицей-вещицей (вестницей) часто именуется смерть.

Водяной

Воденик, водовик, водяной дедушка, водяной леший, водяной хозяин, водяной царь

Дух, живущий в воде, хозяин водной стихии, повелитель, утопленников. Водяной - один из самых распространенных персонажей русского фольклора. Он недобрый, опасный, требующий постоянных откупов и жертв. Обликом походит на старика огромного роста, покрытого мхом, травой болотной, с длинными волосами, которые постоянно расчесывает. "Нагой или косматый, бородатый, в тине, иногда с зеленой бородой"3. Другое традиционное обличье водяного - рыба, как правило, это щука либо налим. Ведет себя эта рыба необычно, например, может говорить человеческим голосом и откупаться от человека, ежели тот нечаянно ее выловил (классический образчик - щука из сказки "По щучьему велению"). Конем для водяного хозяина служил сом, поэтому во многих губерниях не едят сомов, как чертову рыбу. Часто предстает водяной человеком с рыбьим хвостом, и тогда имя ему - навпа или павпа. Может обернуться и птицей, живущей на воде: лебедем, гусем, селезнем.

На дне глубоких водоемов, особенно омутов, у водяных роскошные дворцы-хоромы, полные сокровищ, в коих они и обитают вместе со своими женами и детьми. Держат они также коров, которых летом выгоняют пастись на берег. Подходить к такому стаду опасно - могут забрать в прислужники к хозяину, но если успеть обойти его с иконой, то можно захватить коров водяного.

В каждом ручейке, речке или озере есть свой водяной или даже несколько. В особенных же, глубоких озерах, на местах провалившихся селений обитает водяной царь, которому подвластны простые воденики. Ему обязательно кланялись рыбаки, когда проплывали по таким водоемам.

Зимой водяной не страшен - как большинство природных духов, он уходит на зиму в свое подземное жилище. Входом в подземное царство служит отверстие на дне, имеющееся в любом озере или реке. С земли туда можно попасть через расселины и провалы, служащие местом обитания всякой нечисти. После зимовья, которое заканчивается в апреле, водяной голодный и злой, поэтому ему обязательно приносилась жертва, как правило, это были лошадь, петух, мед, хлеб, масло. При этом приговаривали: "На тебе, дедушка, гостинец на новоселье, люби и жалуй нашу семью".

Водяной хозяин любит подношения, они ему необходимы. По сложившимся у крестьян представлениям, любые несчастья на воде рассматривались как проделки водяного, его желание получить жертвенные дары. У древних славян приняты были даже человеческие жертвоприношения. Топили обычно женщин и младенцев. В былине о Садко морской царь требовал с мореплавателей отдать ему корабельщика, и выбор делался по брошенному жребию. Рыбаки традиционно в качестве угощения подносили водяному первую пойманную рыбу или часть улова. Водовик всегда следил за порядком в своих владениях, за соблюдением определенных правил, и относиться к нему надо было с уважением. Шумным и непочтительным он ни за что рыбы не пошлет, будет рвать и путать сети.

Особые отношения у водяного сложились с пчеловодами и с мельниками водяных мельниц. По поверьям пчеловодов, первые пчелы некогда отроились от лошади, загнанной водяным и брошенной в трясине. Закинув туда сети, рыбаки вытащили улей с пчелами. С этого момента водный хозяин считался покровителем в пчелином деле, и его задабривали тем, что топили в болоте лучший улей или первый медовый выгон. Любовь водяного к меду объясняется тем, что это был древний хмельной напиток, а, как все лешие, он слыл отчаянным пьяницей.

С водяным связывают и появление первой мельницы. На каждой мельнице был свой водяной, который следил за ее работой и исправностью. Мельник же с водяным должен был водить дружбу, иначе мельничное колесо будет постоянно останавливаться, а весной, устроив сильный разлив, водный хозяин и вовсе мог разорить постройку. Поэтому ему подносили оброк в виде муки, хлеба, водки, под порогом мельницы зарывали лошадиный череп или черного петуха.

Активность водяного связана с календарным и лунным ритмами. Самыми опасными днями для купания считались Иванов (24 июня), Петров (29 июня) и Ильин (20 июля) день, также нельзя было купаться в полдень и после захода солнца. Ночью водяной может появиться даже в воде, принесенной в дом, поэтому по ночам старались не пить.

В целом водяной хозяин считался не столько злобным, сколько требовательным и изменчивым, как и стихия, в которой он властвовал. Главным же средством охранения служило осмотрительное поведение на воде.

Волкодлак, волколак

Оборотень, человек-волк; им может быть колдун, который не только сам превращается в волка, но и обращает других людей. Вера в волкодлаков была распространена у многих славянских народов. По свидетельству Геродота, каждый из невров (предки славян) обязательно, хоть на несколько дней в году, становился волком, что, скорее всего, говорило о сложившемся обряде почитания этого зверя.

Считалось, что люди, наделенные магическими способностями, могут превращаться в волка, перекинувшись через нож или топор, воткнутый либо в пень, либо просто в землю. Возвратить человеческий облик можно, перекинувшись через тот же предмет, но с противоположной стороны. Если же унести данный нож или топор, то человек навсегда остается в волчьей шкуре.

Издревле славяне приписывали волку обладание особенными, сверхъестественными свойствами. Принимать его вид могли только исключительные, сильные колдуны и люди. Этой же способностью были наделены легендарный князь Всеслав ("Слово о полку Игореве") и былинный богатырь Вольх Всеславьевич. В Древней Руси также верили, что волкодлаки, оборотясь тучами, могут заслонять солнце и луну.

В более поздних поверьях ведьмы и колдуны, принимая вид волков, обычно преследуют цель навредить людям: заедают скотину, нападают на спящих людей, загрызают одиноких путников. Также становятся распространенными рассказы о людях, ставших жертвами невольного превращения в волков, причем это могли быть целые свадебные поезда. У А. Н. Афанасьева повествуется об одной облаве, устроенной охотниками, где были убиты три волка, когда же с них были сняты шкуры, то под первой из них обнаружили жениха, под второй была невеста, третья покрывала музыканта со скрипкой.

Обратить человека чародей мог с помощью той же наброшенной на него волчьей шкуры, заговоренного ремня или даже мочала. Такие оборотни не боялись людей, а, наоборот, тянулись к человеческому жилью и даже по-своему просили помощи. "Когда оборотень подходил напиться к воде, там отражался не волк, а человеческий образ". Сырое мясо, брошенное ему, он не принимал, но с жадностью набрасывался на хлеб. Прежний же облик волкодлак обретал либо по желанию самого колдуна, либо по истечении заклятия, либо если какая-нибудь "добрая душа" догадается накрыть его человеческой одеждой. "На память" у такого человека оставался слева на груди кусочек шерсти.

Защитой от злобного волкодлака, заедающего людей по ночам, мог служить чертополох под подушкой спящего; по этой же причине крестили изголовье, не снимали головного убора.


Волхв, волховит, волхун

Ведующий, знающий старец, знахарь, кудесник, чародей. Волховать - значит "волшеб-ничать, волшебствовать, колдовать, чаровать, кудесить, знахарить, гадать, ворожить, ведьмовать, заговаривать, напускать, шептать".

Волхвы являются одним из древнейших образов славянского фольклора. В незапамятные времена были они ведунами, магами, хранителями традиций и тайных знаний, как, например, известный всем из летописей волхв, предсказавший смерть Вещему Олегу. Волхвы - особые колдуны, влиявшие на судьбу государства и народа. Сверхъестественными качествами волхвов наделялись и некоторые избранные князья, в частности Всеслав Полоцкий. В былинах упоминался также богатырь Вольх Всеславьевич, имевший способности волховитов к оборотничеству. Влияние волхвов на сознание людей было настолько велико, что даже в XI-XII веках, на Руси продолжали вспыхивать восстания, инициаторами которых были эти всесильные кудесники.

После принятия Русью христианства волхвы были объявлены пособниками дьявола, их преследовали и казнили. Само название "волхв" стало употребляться в негативном смысле наряду с колдунами и ведьмами. Распространилось мнение, что волхвы насылают несчастья, порчу, болезни. Во многих заговорах они упоминаются как источник опасного влияния. "Крестом я ограждаюсь от колдуна, от колдуницы, от волхвов и от волхвиц" - заговаривали в Вятской губернии.

Но, несмотря на это, в последующие времена отношение к волхвам оставалось не как к обычным второсортным чудодеям, а как к носителям древнего книжного знания, загадочным обладателям силы, позволяющей повелевать стихиями и судьбами людей.

Гамаюн, птица Гамаюн

Это птица вещая, все ведающая, все знающая. Живет она в глубинах морских, летает в поднебесье. Лицом и грудью походит на женщину. К мудрой птице Гамаюн обращаются за советом или с просьбой поведать о прошлом или о будущем. Но свои тайны она поверяет только добрым и искренним людям. Крик птицы Гамаюн предвещает счастье.

В отличие от Сирина и Алконоста она пришла на Русь не из Древней Греции, корни ее можно найти в иранском фольклоре, в котором птица Гамаюн предстает хитроумной и мудрой настолько, что ее имя входит в титулы восточных правителей ("гамаюну подражателю...").

У славян птица Гамаюн также пользовалось большой популярностью. Она воплощение Белеса - бога мудрости, знающая и хранящая тайны сотворения мира, рождения богов и людей. Посланницей держателей мира прилетает она к людям и пропевает древнюю книгу "Песен". "Птица вещая, птица мудрая, много знаешь ты, много ведаешь... Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам..." - "Ничего не скрою, что ведаю..."

На многих дошедших до нас изображениях райской птица Гамаюн она безногая, находящаяся в вечном полете. Этот полет имеет особый смыл. Летящая птица Гамаюн - провозвестница счастья, удачи; если кому на голову повеет, быть тому владыкой. Но горе случится, если она прервет свой полет. В "Книге Естествословия" говорится: "а егдаже падетъ на землю, тогда падениемъ своим провозвещаетъ смерть царей или королей, или коего князя самодержавна". Птица-вещунья Гамаюн никогда не изображалась вместе с двумя другими райскими птицами - Алконостом и Сирином. Она всегда одинокая, знающая и ведающая судьбы мира, судьбы человеческие. Именно такой изображает ее художник В. М. Васнецов, а глубоко потрясенный его картиной А. Блок посвящает птице Гамаюн стихотворение, в котором есть следующие строки:

На гладях бесконечных вод.
Закатом в пурпур облаченных,
Она вещает и ноет,
Не в силах крыл поднять смятенных...

Горный, горный батюшка (старец, хозяин)

Дух, хозяин подземных недр, строго следящий за подземными разработками людей. Вера в него была распространена там, где обычно находились прииски и рудники: на Урале, Сибири, Алтае. В тех краях его величали не иначе как "горный батюшка - хозяин земли".

Горный показывается обычно старцем огромного роста с волосами и бородой в прозелень. Распознать его можно и по особенному взгляду, горящему, как подземные камни-самоцветы. Появление горного хозяина сопровождается шумом, ветром, свистом. Он своенравен, любит пошутить, поозорничать, к примеру, принять облик знакомого горнодобытчика или начальника шахты. Чтобы задобрить его, знающие люди делали подношения в виде водки, табака.

По поверьям, горный собирает и сторожит богатства земли, показывая их только приглянувшимся ему людям. Тех же, кто не понравился, он прогоняет, преследует. Появление его на приисках, как правило, означает беду, он также может предупреждать об обвалах и оказывать помощь. Здесь образ горного старца перекликается с образом Хозяйки Медной горы из бажовских "Уральских сказов".

Гуменник, гуменный хозяин

Домовой дух, обитающий на гумне. Гумном называли крестьянскую хозяйственную постройку, в которой обмолачивали хлеб. Непочтительное отношение к гуменнику, работа в неурочные дни влекли за собой пожары, уничтожавшие урожай. Поэтому его почитали, подносили дары, например, на Покров принято было ставить на току ведро пива для гуменного хозяина. Он, как овинник и домовой, являлся охранителем хозяйства, достатка семьи.

Показывался гуменник в виде гуся или черного барана. Мог предстать неким мохнатым существом с горящими глазами. По мохнатости его можно было судить о достатке хозяина - "Гуменник мохнат - крестьянин богат". Так же и в гаданиях, ежели погладит голой лапой, то к худу, ежели лохматой - к добру.

В Архангельском крае на гумне обычно узнавали о будущем урожае. Если в новогоднюю ночь там слышатся шум бросаемых снопов, стук молотильных цепов - приходящий год будет урожайным, тишина же предсказывала недород, бедность. Верили также в то, что, если мужик будет водить дружбу с гуменником, он будет доставать хлеб для него невесть откуда и закрома всегда будут полны.

Домовой

Домовой хозяин, домовик, доможил, батюшка-домовой, суседко

Дух дома, его хозяин, в ведении которого находились жилые и хозяйственные помещения. Домовой пользуется у людей особой любовью, он член семьи, старший в доме, предок, дух домашнего очага. По крестьянским представлениям, ни один дом не может стоять без домового. Он является во всевозможных качествах и обликах, обладает различными способностями. Домовой хозяин следит за скотиной, за порядком в доме, предсказывает будущее, охраняет благополучие семьи.

Показаться домовой может кем угодно, он настолько многолик, что невозможно сказать, каков он на самом деле. Одни люди видят его лохматым страшилищем, другие - седым стариком, зимой и летом ходящим в меховой шапке, третьи - мужиком, кормящимся кошкой (ее особо любит домовой), собакой, свиньей, петухом иль мышью. Но, наверное, чаще всего домовой любит представляться кем-нибудь из старших членов семьи. Он знает-ведает судьбу каждого человека, живущего в доме, но есть у него любимцы, которых предупреждает он об опасностях, по которым плачет, тоскует, если случится с ними несчастье.


кустодиев- купчиха и домовой

Нравится домовому и пошутить и попроказничать: срывать с людей и бросать на пол одеяло во время сна;

стучать в подполе; переставлять, переворачивать посуду; щекотать или щипать спящих, а то и вовсе начать душить их, правда, он никогда не делает это до смерти. Помогает в таких случаях русская брань. Подобные действия домового никогда не принимались всерьез. Происходили они, как правило, в домах, где жили недружно, ссорились. В семьях, где царило согласие, домовик, наоборот, ночью доделывал за хозяев работу, ухаживал за скотиной. Поэтому и говорили: "Домовой по двору".


Батюшка-домовой может выступать в роли охранителя и спасителя членов семьи, например, разбудить во время пожара заснувших людей, предупредить о несчастье, ему приписываются чудесные спасения детей, оставленных во дворе без присмотра. В Калужской области бытовал рассказ о мальчике, упавшем в разобранный колодец и спасенном домовым, который под видом дедушки подхватил его и держал над водой, пока мать с отцом не хватились и не вытащили дитя.

Излюбленные места обитания домового - это печь, темные углы, подполье, чердак и, конечно же, хлев. Известна большая любовь суседко к домашним животным и в особенности к лошадям. Покровительство его выражается тем, что скот ухожен, сыт и здоров. Понравившуюся ему лошадь домовой сам кормит, поит, подгребает к ней сено, заплетает хвост и гриву, если же она не приглянулась ему, то будет изводить, обижать лошадку, сбивать гриву в колтуны, кататься на ней по ночам, пока не загоняет. Таких коней старались побыстрее продать, пока не погибли. Чтобы умилостивить суседку, ему дарили подарки: хлеб, блины, цветные лоскутки, монетки. Дары относили в сени, засовывали под стрехи или клали в подпечек. В Курской области в семьях после ужина всегда оставляли на столе немного еды для домового. По большим праздникам он получал и более щедрые подношения.
Крестьяне стремились поладить с домовым, заключить с ним договор дружбы, ведь лучшего хозяина, чем добрый суседко, на свете не сыскать. Он будет заботиться о любой мелочи, смотреть за овином и амбарами, огородом и хлевом. Мужику, заручившемуся его хорошим отношением, будет постоянно сопутствовать удача, он и покупать будет дешевле, и продавать с большей прибылью, чем другие. Верили также, что от домового можно получить неразменный рубль.

При переезде в новый дом обязательно звали с собой домового. Брали хлеб и соль, вносили во вновь отстроенную избу, приговаривая: "Хозяин, батюшка, пожалуй к нам на новое поместье". В Пензенской области домового переносили на новое место в мешке. В Ярославской его переманивали горшком каши.

Существовало также поверье в домовую хозяйку (домовиху). Она - жена домового, живущая в подполе и помогающая ему хозяйничать. "Царь-домовой и царица-домовица, примите нашу хлеб-соль",- говаривали в Смоленской губернии. Домовиха заканчивает недоделанную женскую работу, ведает судьбой хозяйки дома. Невзлюбивши семью, она путала пряжу, тупила ножи, разбрасывала посуду. Ее, как и домового, задабривали подарками и если переезжали, то приглашали с собой.

Дьявол, сатана





Злой дух, главенствующий над чертями, бесами. Образ дьявола пришел в русские поверья из христианства. Согласно библейскому учению, дьявол первый из восставших против Бога ангелов. За это он был сброшен с неба и провалился под землю, где теперь находится его царство. Общепринятое описание сатаны представляет его как человека огромного роста, могучего, темного, с низким хриплым голосом и глазами разного цвета, он может прихрамывать и иметь способности к оборотничеству.

Сфера деятельности дьявола весьма разнообразна. Он выступает и как помощник Бога, и как соблазнитель Евы, по его наущению Каин убивает Авеля, а созданная им мышь пытается испортить ковчег Ноя. Дьявол - создатель болезней, особенно психических недугов, его наваждение заставляет людей совершать самоубийства, пьянствовать. В его ведении находится и плотская любовь, ради которой человек может заложить душу, обречь себя на гибель. Искушая людской род, заставляя его проявлять самые нелицеприятные и дурные стороны своей натуры, сатана стремится к разрушению созданного Богом мира. Особенно усердно пытается соблазнить дьявол монахов и людей высокого духовного уровня.


В своем адском подземном царстве дьявол управляет всеми чертями, бесами, сторожит грешников, определяет им наказания. По вологодским представлениям, дорога в ад начинается от Давидова дома в Старом Иерусалиме. Отношение крестьян к дьяволу было двойственно. С одной стороны - это враг рода человеческого, идущий против Бога, но враг очень сильный, и борьба с ним едва ли возможна, поэтому разумнее было его не раздражать и даже задабривать. В некоторых губерниях ему ставили свечки, а отдельные богомазы сначала рисовали на доске изображение дьявола, после чего доску опять грунтовали и поверх писали святых. Считалось также, что с дьяволом можно заключить договор, получить от него различные блага, а потом отказаться платить по счетам, отстояв в церкви три ночи подряд. Но подобные игры с дьяволом были всегда опасны и заканчивались в большинстве случаев весьма плачевно.

Оберегами от дьявольских козней служил чертополох, а также трава прострел. Творили также крестное знамение, курили ладан, молились.

Злыдня, злыдни

Маленькие невидимые злые духи, носители горя и напастей, олицетворение беспросветный нужды и бедности. "Времена переходчивы, а злыдни общие". Живут обычно за печкой, не по одному, как домовые, а целыми сообществами. На семью, в чьем доме поселятся злыдни, обрушиваются всевозможные злоключения и несчастья. Какой бы ни был достаток, в доме все идет "на ветер", все пропадает, гниет, портится, и вместо довольства наступает скудость и разорение.

Злыдни олицетворяли собой несчастливую судьбу, злой жребий. "Деньги идут к богатому, а злыдни - к убогому". В доме они селились обычно за печкой; любили внезапно вскочить на плечи человека и ездить на нем. Но, выказав определенную находчивость, человек мог их все-таки переловить и запереть в каком-либо помещении или сосуде.

В сказках обычные спутники злыдни - это горе (журба) и лихо одноглазое. Они неразборчивы, привязываются к тому, кто первый попадется на дороге, но уж если привяжутся, то уйти от них нелегко, так и приходится мыкаться с ними человеку.

Злыдни своим постоянным преследованием людей, вмешательством в их дела, неутомимым желанием повернуть их жизнь к худшему походят на злых эльфов или кобольдов из германских преданий.

Змей, Змей Горыныч, Змей огненный, Змеичище, Полоз

При выборе имени для новорожденного всегда соблюдались определенные правила и запреты (не всегда совпадающие, правда, в разных традициях.

Так, широко было распространено представление о том, что “давать имя на имя” опасно, т.к. “один из тезок сживет со свету другого”. “Не следует называть ребенка именем людей, живущих в том же доме, не то один из тезок может умереть”. (Для современных многоэтажек задача практически не выполнимая).

Основывалась эта примета на том, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель в зависимости от имени, и если в одном доме два человека названы в его честь, то он просто не в состоянии уберечь каждого из них.

Сегодня эта примета трансформировалась. Считается, что лучше, когда имя-отчество человека не совпадает. Хотя достоинства имени при таком раскладе и удваиваются, но усугубляются и недостатки, часто до опасной черты. К тому же разные Ван Ванычи и Пал Палычи несут в себе нечто уничижительное и чиновничье.

Правда, иногда детей специально называют одинаковыми именами в магических целях. Например, если у женщины рождаются одни девочки, она должна дать последней свое имя, чтобы следующим родился мальчик.

НЕЛЬЗЯ НАЗЫВАТЬ НОВОРОЖДЕННОГО ИМЕНЕМ НЕДАВНО УМЕРШЕГО ЧЛЕНА СЕМЬИ

В разных традициях отношение к называнию детей именами умерших членов семьи различно. Но все же в большинстве случаев называть детей такими именами избегали. Считалось, что в этом случае ребенок может получить судьбу умершего или никогда не женится. Особенно боялись имени утопленника, опасаясь, чтобы ребенок не утонул в будущем.

Вера в то, что носители одного имени имеют одинаковую судьбу или сходство характеров, лежит в основе запрета называть новорожденных именами, которые носят или носили слабоумные, пьяницы, отчаянные трусы и т.п.

Нельзя давать новорожденному и имени умершего ребенка, дабы он не наследовал его участи.

Можно наречь ребенка именем умершего деда или бабки, если они были счастливы и удачливы: судьба наследуется через поколение.

СОКРЫТИЕ ИМЕНИ

Сокрытие (табуирование) имени в древние времена применялось для защиты человека, особенно ребенка от нечистой силы, наводящей порчу “на имя” и бессильной, когда настоящее имя жертвы неизвестно. Отсюда сохранившаяся по сей день примета: “Раскрыть имя до крещения – тяжкий грех, который может повлечь за собой смерть новорожденного”.

На Руси, чтобы защитить ребенка от колдуна, скрывали его “истиное” имя, данное при крещении, и пользовались другим, “ложным” именем.

Ряд запретов связан с институтом брака и семьи. После свадьбы женщина должна была соблюдать строгие правила именования мужа, его родителей, сестер и братьев, исключающие употребление их настоящих имен. Муж также не называл жену личным именем. Табуистические замены при именовании супругов живы и сегодня (мой, моя, мужик, баба, хозяин, старый, старая, муж, жена).

ИМЕНА УМЕРШИХ – ЗАЩИТА ЖИВЫМ

По народным поверьям, имена умерших (особенно утопленников) Обладают магической способностью защитить человека. Существовало немало поверий которые кажутся сегодня нелепыми.

А чтобы не приспать ребенка, женщина должна вспомнить имена трех утопленников.

К утопленникам славяне обращались по именам с заклинаниями и мольбами об отвращении от села градовой тучи и о ниспослании дождя во время засухи.

ОКЛИКАНИЕ ПО ИМЕНИ

Окликание по имени- один из видов магии, которым часто пользовались древние славяне.

У русских, например, новорожденного, не обнаруживающего признаков жизни, окликали именами родственников, затем другими именами. Имя, при котором ребенок оживал, и становилось его именем.

У восточных славян, чтобы поскорее забыть покойного мужа, вдова кричала его имя в печную трубу.

А чтобы судорога отпустила, нужно произнести имя своего отца.

ОКЛИКАНИЕ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ

Окликание приписывается также нечистой силе, которая не может нанести вред человеку, если не знает его имени. Так, верили, что русалки нападают только на тех, кто отзовется на их зов.

Если человек оказался ночью на перекрестке или на кладбище, а также находится в опасном состоянии, например, беременная женщина, и вдруг слышит, что кто-то зовет его по имени, он ни в коем случае не должен откликаться: этот голос может принадлежать нечистой силе.

САМОЗОВ

Самозов – это выкликание собственного имени. У южных славян он считался эффективным оберегом от змей.

Весной, когда человек в первый раз увидит змею, он должен громко выкрикнуть свое имя, чтобы весь год змеи держались от него на расстоянии слышимости его голоса.

ПЕРЕКРЕЩИВАНИЕ

Имя в ритуале могло быть объектом и инструментом магии. Перекрещивание, т.е. перемена имени, широко использовалось в народной медицине как средство “перерождения” человека, расторжения его связи с болезнью и обмана демонических сил, насылающих болезнь. Украинцы Закарпатья, например, больного ребенка символически “продавали” в семью, где дети росли здоровыми, и при этом нарекали его новым именем.

Превентивно к переименованию и называнию ребенка ненастоящим именем прибегали и в семьях, где умирали дети.

Тот же смысл “перерождения” имело переименование при пострижении человека в монахи, при рукоположении, при крещении.

У русских раскольников-бегунов перекрещивание использовали перед смертью или “уходом из мира”.

Переименование широко применялось и в скотоводческой магии. Так, для защиты коров от нечистой силы в купальскую ночь крестьяне давали им новые клички.

НЕЛЬЗЯ МЕНЯТЬСЯ НИ ИМЕНАМИ, НИ ШАПКАМИ

Поменяться именами – это одно и то же, что поменяться судьбами.

Имя не меняют, если на то нет серьезных причин, чтобы не лишиться своего небесного покровителя.

Человек с новым именем, как новорожденный, аура его разорвана, без окружного сияния. С чужим (новым) именем приобретаются новые черты характера, которые могут войти в противоречие с прежними. То же случается и при обмене именами между людьми.

Здесь же заметим, что имя имеетсвою энергию, которая на протяжении всей жизни облучает судьбу человека. И когда имя всуе, слишком часто произносят оно убывает и искажается. Вот почему многократно повторяемые имена вождей становились как бы нарицательными и тем самым демоническими.

Имя свое берегите, произносите мало и твердо – тогда вы укрепитесь в своей судьбе.

КРЕЩЕНИЕ И ОБЫЧАИ, С НИМ СВЯЗАННЫЕ

Сакральность , восходящая к древнейшей мифоэпической традиции, находит свое отражение в народных верованиях и обрядах, связанных с Крещением, и особенно в мифологической трактовке некрещенных детей.

Сегодня во многих случаях стремление родителей крестить детей объясняется суеверными причинами (“чтоб не сглазили”) и данью традициям, а не желанием приобщить новорожденного к церкви. Но даже в этом случае обряд Крещения несет в себе положительную облагораживающую функцию.

Считается что процедура Крещения сильно и сразу влияет на состояние младенца – он становится заметно спокойнее, лучше спит и меньше болеет. Принято считать, что судьба крещеного человека отличается близостью к Богу, а значит, более сильной защитой от разного рода напастей.

Если же ребенок некрещен, без имени, к нему бес может легко подступиться. Считалось что некрещенные дети чаще тонут. Некрещеных детей даже бабки не лечили – все равно, де, не поможет.

Дети с момента рождения и до Крещения или умершие “без креста” полагались нечистыми и нередкотрактовались как животные или демонические существа, у них нет имени (“без имени ребенок чертенок”). Чтобы ребенок не умер безымянным, принято было сразу по рождении называть его “метеринским” или “временным” именем. У русских всех детей до Крещения звали обычно Найденами, Богданами, т.е. данными Богом.

Крестили ребенка и давали ему имя по Святцам обычно на восьмой день, а если ребенок слабый, то сразу же после рождения, чтобы не умер некрещенным и не превратился в демона. Если же такое несчастье происходило, полагалось раздать соседским детям сорок нательных крестиков и сорок поясков.

Для любого верующего человека его имя было защитой и оберегом, ведь это было именем его ангела хранителя. Поэтому роаньше на Руси именины празновались пышнее, чем день рождения, о котором многие вообще забывали, тем более, что события эти почти совпадали по времени.

- 10583

Перебираясь в новый дом, старый веник с собой неси – это поверье связано с тем, что под веником может жить домовой. Но, кроме того, в народе сложилось непростое отношение к венику в силу его мистической двоякости. С одной стороны, веник и метла – излюбленные орудия ведьм, которые на них и летают, и росу ими стряхивают, и порчу наводят, болезни насылают (швырнули веник вослед или подбросили его под порог – и готово!). С другой стороны, поскольку с помощью веника избавляются от грязи, ему приписывают и возможность избавлять от нечистой силы (метут им дорогу перед молодоженами и т.д.). Если веником выметали солому, на которой обмывали покойника, такой веник обязательно выбрасывают. Но старый веник при переезде в новый дом обязательно брали с собой: во-первых – чтобы перенести домового; во-вторых – чтобы на выброшенный веник не наступили и тем самым не причинили хозяевам неприятностей.

Не свисти в доме – денег не будет. Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет – К свисту в народе вообще отношение отрицательное. Свист – забава бездельников. К тому же, резко свистнув, можно напугать ребенка, беременную женщину, так что эта забава и опасна. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дома деньги, добро. Но ближе всего в данном случае бытовое пояснение: разве может нравиться всем остальным домочадцам, когда один из них постоянно насвистывает? Вот и дают они ему понять: будешь свистеть – на всех несчастье накличешь, в том числе и на самого себя.

Мыть или подметать пол сразу после отъезда близкого или гостя – все равно, что вымывать, выметать его из дому – Поверье, суть которого – в мистическом восприятии человека и «следов от него». Человек ушел, но атмосфера в доме, где он пробыл какое-то время, еще осталась, как остается и некий «духовный след» от пищи на посуде, из которой только что ели. Не надо уничтожать эти мистические следы немедленно (если, конечно, речь не идет о «следах» врага).

Забыть какую-либо вещь в чужом доме – к скорому возвращению туда – Думается, тут и без всякой мистики ясно: если уж что-то забыл, то волей-неволей придется возвращаться. А поскольку при себе обычно носят необходимые на каждый день вещи (в наше время – телефон, зонтик и т.д.), то логично, что возвращаться надо будет поскорее.

Выпал кирпич из печи – добра не жди – Это связано с отношением к печи как к одному из самых главных символов дома (не говоря уж о бытовой опасности такого повреждения). Печь в сознании народа – это не только тепло и горячая еда, но и место, через которое дом связан с внешним миром (мы помним сюжеты о ведьмах, вылетающих из печной трубы). Раньше на печи еще и спали, поэтому сновидения и образ печи тоже совмещались. Выпавший кирпич нарушает целостность печи как границы между домом и открытым миром. Через образовавшуюся дыру в дом может попасть нечистая сила, душа умершего, болезнь, насланная порча и т.д. Некоторые поверья связывают выпавший кирпич с проникновением в дом мифического огненного змия. Думается, в этом сокрыт и бытовой смысл, поскольку речь идет об увеличивающейся возможности пожара.

Здороваться и прощаться на пороге – к ссоре – Смысл этого поверья восходит к особой роли порога в доме (как и печи) – мистической границы между внешним миром и жилищем (о чем мы уже говорили). Но и бытовой смысл достаточно ясен: негоже начинать приветствия, еще не пригласив человека войти, или продолжать разговор, когда гость уже уходит. То есть речь идет о правилах приличия, вежливости.

Веник должен стоять в углу ручкой вниз: это спасает от злого глаза – Веник воспринимается не только как предмет для уборки в доме, но и как один из немаловажных мистических символов. Мусор связывали с неприкаянными душами умерших, а веник ведь в постоянном соприкосновении с мусором. Веник – и одно из пристанищ домового. В то же время на венике (на метле) летают ведьмы, нечистая сила заметает им свои следы, посредством оставленного где-нибудь нерадивой хозяйкой веника можно навести порчу, наслать болезнь. Исходя из всего этого и отношение к венику двойственное. Ставить его ручкой вниз – значит, использовать его защитную функцию, а именно – призывать на помощь домового и показывать врагам дома, что вы готовы их вымести. В сущности же, бережливые хозяйки всегда держат веник ручкой книзу по той простой причине, что так он дольше служит. И, наконец, ручкой вниз можно поставить только чистый веник, на что подспудно и наталкивает этот обычай.

Хранить разбитую посуду – к несчастью – Разбитая посуда символизирует ущербность, нецелостность (можно вспомнить обычай бить посуду на свадьбе, связанный с тем, что невеста расстается с девственностью). Следовательно, хранение разбитой посуды в доме может привести к разладу, несогласию. С бытовой же точки зрения разбитая посуда попросту опасна: можно пораниться. И потому лучше не провоцировать несчастье, склеивая черепки, а избавиться от них. Не зря сохранилось старинное поверье: «Посуда бьется – к счастью». Все уж забыли, что это имеет отношение к невесте, и повторяют, просто чтобы не омрачать себе настроение из-за разбитой чашки.

Двери начали скрипеть – к несчастью – Это поверье может быть объяснено так же, как и поверья о печи или пороге. Дверь – не только реальная защита от посторонних, но и символическое препятствие для нечистой силы. Естественно, что её скрип воспринимается как своего рода предупреждение. Реально же скрип двери нагнетает обстановку больше, чем любое его мистическое толкование. И чем дольше дверь будет оставаться несмазанной, тем больше вероятность взаимных претензий и возможной ссоры, что и есть одно из проявлений «несчастья».

Не сиди на пороге – заболеешь – О мистической роли порога мы уже не раз говорили. В бытовом же смысле все ясно: сидя на пороге, человек держит дверь открытой и оказывается на сквозняке. К тому же порог расположен близко к земле, к сырости, что также провоцирует заболевание.

При переезде в новый дом не оставляй в старом мусора: по нему могут порчу навести – Очень дельный совет, скажем мы, особенно если представим те слова и мысли новых хозяев, которые будут адресованы неряхам. А слово, как известно, обладает и физической силой. Порою предлагается старый мусор в новый дом переносить, а уж там выбрасывать. Думается, это – излишнее усердие; лучше употребить такое усердие на уборку – тогда и порчу не почему будет наводить.

Вечером мусор не выбрасывай: могут обворовать – Мистический смысл поверья связан с опасностью лишаться чего-то, отнимать от себя что-то после захода Солнца, когда начинает властвовать нечистая сила. Остался в этом запрете и след верования в то, что мусор – пристанище неприкаянных душ; поэтому негоже избавляться от него на ночь глядя, в темное время суток. По той же причине сохранился кое-где обычай выбрасывать мусор на дорогу, на перекресток (автор этих строк много раз наблюдал подобное на Украине, в частности в Ильинке и Знаменке, где именно так пояснялся смысл действий). И по той же причине не рекомендуется домашний, комнатный мусор сжигать.

Чтобы уберечь дом от колдунов и злых людей, надо воткнуть в дверь булавку или иглу острием наружу – Поверье связано с отношением к острым предметам как к мистической защите от недоброжелателя. При этом не имеет значения, видит он иглу или нет. Главное, чтобы хозяева были спокойны, зная, что злой взгляд обезврежен. Мистическая сила приписывалась и растениям-оберегам, которые либо имеют колючки (чертополох), либо способны вызывать жжение (крапива), либо обладают резким запахом (мята), острым вкусом (перец).

Въехал в новый дом – потолок целый год белить не надо – В течение года дом дает осадку, потолок деформируется и побелка все равно будет испорчена. Побелив потолок, хозяйка все время будет ходить с веником, и подметать (как это и происходит ныне во всех новых домах, особенно городских).

Не сиди, девица, на подоконнике – замуж не выйдешь – Одна из запретительных примет, которая должна подействовать, если не действует нормальное объяснение, что негоже девушке сидеть на подоконнике. Во-первых, это опасно; а во-вторых – испокон веков девушка не должна была выставлять себя напоказ. О сидящей на подоконнике девице, которая только и делает, что на улицу пялится, пойдет слава, что у нее только одно на уме: с парнями знакомиться, жениха высматривать.

Не начинай строить дом на старости лет, а то скорей умрешь – Есть и другой вариант этого поверья: покупать новую одежду на старости лет – к смерти. Многие, к сожалению, верят в это и лишают себя маленьких человеческих радостей. Хотя, если вдуматься, в основе поверья – всего лишь обычный закон: на старости лет не знаешь, достроишь ли ты дом, долго ли тебе носить новую одежду.

В один день двумя вениками не мети: богатство разметешь – Тут просматривается мистическая связь с домовым, который в доме один и поэтому не может находиться сразу под двумя вениками. Бытовая же причина кроется в пословице: «Всякая метла по-своему метет»: То есть, подметая разными вениками, хозяйка помимо воли может оставить где-то мусор.

Если в доме подметать веником из полыни, нечистая сила не заведётся – В основе поверья – отношение к полыни как к одному из оберегов. Считается, что резкий запах этой травы отпугивает не только нечистую силу, но и злых людей, а также противостоит порче.

Когда в доме подметаешь, мети не к порогу, а от порога, не то все богатство выметешь – Мести к порогу – значит двигаться за пределы своего дома, своего пространства. При этом вместе с мусором (который, как мы знаем, тоже мистифицировался) можно вымести что-то свое – хорошее, ценное. Даже во дворе после выноса покойника мусор мели по направлению к дому, мотивируя это желанием, чтобы все живые в доме остались.

Загудело в печной трубе – душа покойника мучается – Считалось: если закрыть печную заслонку, то связь дома с внешним миром прекращается. Значит, душа, которая хотела побывать в доме, осталась в трубе и мучается там, завывает. В таком случае надо помолиться за умерших.
Заслонкой закрывали печь, когда кто-нибудь отправлялся в дорогу, – чтобы домашние разговоры о нем не вылетали в трубу и не были услышаны «чужими».

Передний угол в доме трещит – несдобровать хозяину – Угол для славян – не только символ собственного дома (свой угол иметь), но и одно из мест обитания домового. В некоторых местностях считают, что в углу вообще живет нечистая сила (отсюда – окуривание углов дома для изгнания болезни и всякой нечисти). Под наружный угол дома выливали воду, которой обмывали покойника, сжигали там оставшийся после похорон мусор. Такое мистическое отношение к углу объясняет и поверья, связанные с ним. Неожиданные звуки – треск, стук, – доносящиеся из угла, считались знаком потусторонних сил. Бытовое объяснение поверья – в том, что хозяину надо попросту обратить внимание на состояние углов дома. Если они оседают (именно из-за этого раздается треск), то уж точно несдобровать – не только хозяину, но и всем домочадцам.

Петух головой затряс – быть беде – Поверье основано на двояком отношении к петуху. С одной стороны, это вещая птица, способная бороться с нечистой силой. С другой стороны, и сам он, постарев, становится представителем дьявольских сил (может даже «снести яйцо», из которого появляется на свет «маляк», доводящий потом хозяев до смерти). Головой начинает трясти, как правило, именно старый петух. Поэтому в поверье, зафиксирована рекомендация поскорее избавиться от него. То, что старый петух в хозяйстве не нужен, – однозначно. И суеверие – повод расстаться с ним во имя благополучия в доме.

Стук в доме без причины – к чьей-либо смерти – Основание поверья то же, что и в описанном выше случае с треском в углу, Считается, что чья-то душа пришла и предупреждает о скором покойнике в доме.

Вымести сор из дома, где покойник лежит, до его выноса – значит всех живых из дома вымести – Поскольку в домашнем соре, мусоре сохраняется часть ауры покойного (как и во всех предметах и в самом воздухе жилища), то мусор не надо выметать, пока тело находиться в доме. Если это делать раньше, то душа умершего будет неспокойна: часть её уже выметают, как бы спеша избавиться от нее. Бытовое пояснение кроется в том, что действительно убирать надо после выноса тела, и не на скорую руку, а как следует.

Суеверия и обряды составляют огромный пласт культуры общества, отражают его развитие на протяжении веков. Некоторые старые приметы едины для всех народов, но есть уникальные, встречающиеся в конкретных областях. Пращуры передавали потомкам знания об окружающем мире через рассказы о магической стороне жизни.

Старые приметы о быте и вещах

Бытовые приметы охватывают большое количество дел по хозяйству в доме, преподношения гостям и правила поведения в семье.

Например, давняя - с чужим носовым платком переходят и слезы бывшего владельца, пусть даже тот его только купил. Лучше отдать за него символическую плату - мелкую монету. Это же касается кошельков, ножей и . Все эти предметы нельзя дарить, полагается «купить», чтобы не навлечь на себя несчастий. После того как солнце сядет, не выносят мусор (к убыткам), не одалживают - не возвратится.

Интересны суеверия древних славян относительно обращения с зеркалами. Они считались окнами в потусторонний мир, помогали вызвать оттуда нечистую силу. Было запрещено показывать маленькому ребенку его отражение - мог испугаться, остаться немым или заикой. Смотреть одновременно с кем-то в зеркало тоже не разрешалось - придется разделить с ним судьбу. Это значило влюбиться в одного человека и всем строим стать несчастными.

Когда в доме кто-то умирал, нужно было остановить его часы. Это делалось из уважения к смерти - нельзя продолжать отсчитывать время, когда жизнь человека окончена. Чтобы вернуть потерянную вещь, нужно привязать к ножке мебели платок или красивую ленту, и попросить домового отдать предмет.

Старинные приметы о доме

Чтобы защитить жилище от колдунов и просто злых людей, достаточно воткнуть в дверь иголку или булавку острым концом наружу. Однако, если такая швейная принадлежность обнаружится неожиданно возле двери - на хозяев пытались навести порчу через подкалд.

Не стоит хранить разбитые вещи, особенно посуду. Это ведет к ссорам и разладу в семье.

Запрещается убирать сразу после отъезда из дома близкого родственника. Подразумевается, что энергетика человека еще несколько суток сохраняется в помещении, а уничтожение этих «следов» может вызвать болезни или неудачи.

Что делать для удачи в новом доме

Первым в жилище входил старший член семьи. Считается, что любое начинание требует жертв, поэтому пожилой человек символически приносил себя в качестве уплаты долга духам. Но наиболее распространенное суеверие, актуальное до сих пор - впускать в новое помещение кошку. Она станет залогом хороших отношений с потусторонним миром, найдет уютное место. Где кошка приляжет необходимо поставить кровать или колыбель.

Другой вариант этого ритуала, оставляли в доме на ночь петуха, который пением изгонит зло.

Веник из старого жилища забирали в новое (см. приметы о венике ). Так недоброжелатели лишались инструмента для сглаза. А ставить его нужно в угол, пушистым концом вверх, чтоб отгонял духов и ведьм. В старом доме переде переездом рекомендуется тщательно убраться, тогда у будущих хозяев не появится повода для сглаза.

Побелку потолка лучше отложить на год, подождать пока дом даст усадку и потом заниматься ремонтом.

Древние поверья о детях и беременности

В давние времена, женщина, которая носила под сердцем ребенка, имела множество ограничений. Не все они были разумными, но для благополучия плода соблюдались неукоснительно.

Давние суеверия о волосах

Например, старинные приметы не велят будущей матери менять прическу, чтоб ребенок родился живой и здоровый. Но на этом запреты не заканчиваются:

  • Проводить гигиенические процедуры (мыть, расчесывать) можно было только в строго отведенные для этого дни (избегать пятницы, ибо Святая Параскева не придет на помощь во время родов.
  • Выпавшие волосы нельзя выбрасывать просто так, обязательно сжигать. Это защитит от колдовства.
  • Ребенок должен был до года ходить непричесанный. Исключение - момент . Но состриженная прядка сразу же помещалась в воск для хранения. Если этот локон потонет в купели, то младенцу не жить. Но после обработки плавучим материалом это было маловероятно.

Волосы воспринимались как носители человеческой энергии, стрижка могла укоротить ум, ухудшить память или здоровье. Возможно, это суеверие уходит корнями в такую глубокую древность, когда плотный волосяной покров спасал людей от холода, а значит - помогал прожить чуть дольше.

Как себя вести по приметам, что есть

Не допускалось позволять кому-то рисовать беременную (или ее фотографировать). Будто для ребенка время остановится, и он перестанет расти. По той же причине качать пустующую колыбельку и заранее покупать (или шить) одежду. Духи могли посчитать, что в доме уже есть новорожденный и малыш в утробе не нужен.

Чтобы избежать выкидыша, запрещалось переступать через корнеплоды (редьку, картофель, бурак, морковку). Истоки этого суеверия кроются в использовании земли для погребения. Неуважительное поведение по отношению к дарам почвы вызовет ее обиду, и она заберет себе еще не родившегося ребенка.

У славян рождение двойни или близнецов было плохой приметой. Матери всячески старались это предупредить, отказывались от пищи: сросшихся плодов, яиц с двумя желтками. Не поощрялось есть быстро или тайком от других - на свет мог появиться будущий вор.

Давние приметы, связанные с детьми

Чтобы уберечь ребенка от сглаза, его купали в молоке, разведенном водой. До 1,5 месяцев его не показывали никому, даже родне. Нужно было выждать сорок дней, чтобы была возможность отнести его в храм, так как родильница считалась «нечистой» в этот период.

До крестин никому не называли имя чада - берегли от недобрых. Считалось, что подобные знания могут дать власть над человеком, позволят творить над ним волшбу. Поэтому до священного таинства все дети были Богданы (Богом даны). А на торжестве по случаю обретения ангела-хранителя, полагалось выплеснуть одну рюмку спиртного вверх. Так желали высокого роста и здоровья.

Как только малыш начнет делать первые шажки, матери полагается провести у него между ножками ножом, чтобы разрезать невидимые путы, мешающие обучению. Еще одно поверье, связанное с ходьбой: если ребенок долго не начинает ходить, нужно положить у его стоп веник, а затем развязать его и разбросать прутики.

Запрещалось целовать грудничков, чтобы не сделать их немыми - «забрать первое слово». Пока малыш не начинал говорить, ему не давали рыбных блюд. Суеверие связано с тем, что морские обитатели «немы». Правда в том, что мелкие кости могли застрять в горле, а ребенок не сможет об этом сообщить родителям.

Суеверия древних славян о свадьбе

Поверья описывали не только процесс сватовства, обряд бракосочетания и выкуп невесты, но и подсказывали, как лучше не поступать, чтобы побыстрее обзавестись любимой половиной.

Что не делать до замужества

Примета, дожившая до наших дней - нельзя обметать одиноких людей веником. Можно замкнуть его судьбу саму на себя.

В воспитательных целях девушкам говорили, что от качества уборки зависит внешняя привлекательность будущего мужа:

  • плохо пол подмела - рябой достанется;
  • смахнула крошки со стола - за лысого выйдешь.

Холостым юношам запрещалось сидеть на пороге, а девушкам - напротив угла стола. Примета связана с тем, что дверной проем являлся рубежом между безопасным домашним пространством и внешним миром, поэтому там селилась нечистая сила, которая отваживала от человека его суженую. Барышня могла не обрести «свой угол».

Особенности сватовства древних славян

Никогда не засылали сватов по средам и пятницам. У христиан эти дни постные, а значит, угощение для гостей будет скромным, что может отрицательно сказаться на результате мероприятия. Только родственники жениха переступали порог дома невесты, - дверь запиралась. Это была предосторожность от незваных гостей.

Парадокс, но сватье запрещалось сидеть, есть и пить спиртное, так как это могло пагубно отразиться на детях молодоженов. Договариваться о невесте нужно в апреле или на Крещение.

Чтобы приворожить парня, следовало взять печную заслонку, посыпать ее зерном и накормить ими петуха. Еще девушки по пятницам молились Параскеве, которая считалась заступницей женского рода и помогала с привлечением суженого.

Давние приметы дня бракосочетания

Во избежание ссор, молодая супруга, первый раз, войдя в дом мужа, должна разбить тарелку. Затем пара вместе переступает через осколки. Всегда нужно было пропускать жениха и невесту вперед, чтобы «дорога их семейной жизни» не прерывалась посторонними. Для нейтрализации приметы впереди молодоженов шли гости.

Нельзя ронять обручальное кольцо пока не будет надето на палец. А также полагалось выбирать свидетелей с твердой рукой. Так как если венец упадет, то тот, над кем его держали, скоро покинет этот мир.

Чья свеча в церкви быстрее погаснет, тот из супругов первый уйдет из жизни.

Обязательно надо было звонить в колокола в день свадьбы до венчания. Это простое действие снимало напряжение с брачующихся, а также отгоняло злые силы перед церемонией. А после выхода из церкви молодоженам полагается молчать.

До того как новоиспеченная семья переступит порог, под него клали открытый замок. Как только жених переносил невесту в дом, его закрывали, а ключ выбрасывали подальше.

На торжестве пару трижды обводили вокруг стола, желая им мира и согласия в будущем. Второй день празднований начинал с того, что зять приходил к теще на блины. Это был один из способов сообщить всем о целомудрии невесты. Если блин съедался целиком, девушка была невинна.

Старые приметы живут в фольклоре и сейчас. Они прошли долгий путь от язычества до современных агностических представлений о жизни, но не потеряли свой актуальности. Какие-то поверья мы применяем автоматически, с детства усвоив непреложные законы, а какие-то вспоминаются только по особым случаям. Несмотря на очевидную нелогичность некоторых из них, суеверия продолжают оставаться важной стороной жизни человека.

Похожие публикации