Презентация урока многообразие путей познания мира. Многообразие путей познания мира. народная мудрость и здравый смысл
























































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о многообразии человеческих знаний, особенностей ненаучного познания мира;

Задачи:

  • познакомиться с видами и уровнями знаний человека;
  • развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск информации;
  • анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • способствовать выработке гражданской позиции у учащихся.

Технологии: Дифференцированного обучения; информационно-коммуникативная; обучение в сотрудничестве; развитие критического мышления.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение качества знаний;

2. Развитие научно-исследовательских и творческих способностей;

3. Активная жизненная позиция;

4. Способность сознательно регулировать свою деятельность;

5. Навык и умение выделять изучаемые вопросы в тексте при подготовке к ЕГЭ.

Ученики научатся:

  • определять проблемы познаваемости мира;
  • анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира;
  • осуществлять поиск нужной информации, выделять главное;

Основные понятия урока:

  • Ненаучное познание;
  • Народная мудрость;
  • Паранаука;
  • Практический опыт;
  • Искусство;
  • Гносеология;
  • Эсхатология.

Тип урока: деловая игра.

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя: “В истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское. И не всегда процесс познания совершается в научных лабораториях.

Нужна ли человеку вера в чудесное?

Какую роль играет фантазия в процессе познания истины?

Помогает ли искусство лучше понять мир?

Поразмышляем над этими вопросами.

Предварительная подготовка

Класс разделён на группы, каждая из которых представляет определённую роль убеждённых сторонников своих ненаучных способов познания мира и истины.

Условие одно: все должны быть убедительны во время представления своего способа познания

1. Миф и познание мира

5. Там, где кончается наука.

Тема урока “Многообразие путей познания мира”

План урока:

1. Миф и познание мира

2. “И опыт, сын ошибок трудных”

3. Народная мудрость и здравый смысл

4. Познание средствами искусства

5. Там, где кончается наука.

2. Новый материал:

Работа команды “Мифология”

Презентация “Мифы как познание мира”

Класс работает в тетрадях.

Миф – отражение взглядов древних людей на мир, их представлений о его устройстве и порядке в нём.

Миф – предшественник науки в её преобразовательной и познавательной роли.

Запись в тетрадь: Роль и значение мифа:

1. Черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;

2. Мифы сохраняют жизненный опыт народов;

3. Обеспечивает преемственность культурного опыта;

4. Передаёт лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

Эсхатология – “мифы о конце света, о конце времени” - “Миф о всемирном потопе”

Гносеологизм - философское учение, не отвергает сложности познания, и утверждает, что мир познать возможно.

Основные тематические циклы мифов:

Космогонические мифы - о происхождении мира и Вселенной;

Антропогонистические мифы - о происхождении человека;

О культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;

Эсхалогические мифы- мифы о “конце света”;

Биографические – рождение, брак, смерть героев.

Работа группы 2. “И опыт, сын ошибок трудных”

Презентация и выступление.

Классу предлагают ленточку и ножницы. Задание: попробуйте отрезать “кусочек” ленты “чуть-чуть” (все ученики отрезают ленту, но у всех она разной длины.

Какая практическая деятельность или житейская ситуация породили следующие пословицы?

Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.

Портной без кафтана, сапожник без сапог, плотник без дверей.

Запись в тетрадь:

1. Опыт повседневной жизни – особый способ познания мира;

2. Его особенность – получение знания не самоцель, а “побочный продукт”;

3. Практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него;

4. Практическому знанию свойственен свой язык: “чуть-чуть”, “на глазок”;

5. Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения.

Работа группы 3 “Народная мудрость и здравый смысл ”

Презентация и выступление.

Запись в тетрадь:

- Народная мудрость – своеобразный свод рецептов поведения для разных случаев жизни.

- Здравый смысл – стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта.

Приветите примеры народной мудрости:

В чужом доме не указывать;

Из чёрного не сделать белого;

В лес дров не носят;

Что имеем не храним, потерявши плачем;

Ласковое слово и кошке приятно;

Всё идёт как по маслу;

Плох тот солдат, кто не метит в генералы;

Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да уму – разуму научил;

С миру по нитке – голому рубаха;

По таланту и успех.

Можно использовать литературное произведение “ Шемякин суд ”

Работа группы 4 “Познание средствами искусства”

Презентация и выступление.

Запись в тетрадь:

Особенность познания - художественное обобщение, образ. Помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли.

Признаки художественного познания:

1. Отражение мира в художественных образах.

2. Субъективность образа.

3. Вместо доказательств – эмоциональная убедительность образов.

4. Особый язык искусства – символы, аллегории, метафоры.

Работа группы 5 “Там, где кончается наука”

Презентация и выступление

Запись в тетрадь:

Паранаука – околонаучное знание, характерные черты которого - туманность, загадочность сведений, которыми она оперирует.

Причина появления – ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.

Отличительные черты паранауки:

Претензия на универсальность;

Завышенные претензии на внимание к себе;

Нередко нетерпимость к традиционной науке.

1. Познавательные возможности человека и общества ограниченны, а объекты познания безграничны.

2. Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.

3. Подведём итоги работы всех групп: С какими ненаучными способами познания мира мы познакомились?

4. Какой из всех вам показался самым убедительным?

Работа с заданиями в форме ЕГЭ по теме “Ненаучное познание мира”

(Презентация подготовлена учителем из заданий ЕГЭ по блокам А и В, С)

В 1- искусство;

В 2- абстрагирование; эксперимент;

В 3 -3412; 3412;

С 7 – две особенности художественного вымысла: искусство может выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами.

1. образное отражение мира;

2. опора на единичное, неповторимое;

3. условный характер создаваемых произведений.

С8. составить план ответа

1. Познание как процесс познаваемости мира.

2. Основные пути ненаучного познания:

Б) жизненная практика

В) народная мудрость

Г) искусство как специфическая форма познания

3. Научное познание и его особенности

А) теоретический характер знаний

Б) стремление к объективности

В) доказательность

Г) системность.

Рефлексия.

Поблагодарить всех за работу на уроке.

  • Какой способ познания вызвал у Вас эмоциональное впечатление?
  • Деловое настроение?
  • С каким методом Вам предстоит постоянно познавать мир во взрослой жизни?

Домашнее задание: параграф 23.

Использованная литература.

1. Боголюбов Л.Н. “Обществознание. Профильный уровень 10 класс”, Москва, 2008 г.

2. Сорокина Е.Н. “Поурочные разработки по обществознанию 10 класс. Профильный уровень”, Москва 2008 г.

3. Тесты ЕГЭ 2012-2013 года. Издательство “Экзамен”, 2013 г.

«Познавательные процессы» - Основные параметры ощущений Aistingute p?hidimensioonid интенсивность intensiivsus качество kvaliteet время aeg пространство ruum. Познавательные процессы Tunnetusprotsessid. Свойства восприятия Taju omadused постоянство p?sivus избирательность valivus осмысленность m?testatus апперцепция apertseptsioon.

«Проблема познания» - Мечта. Анализ, синтез, движение от простого к сложному, от явлений к сущности. Иоганн Гете работал на границе классицизма и романтизма. Истина. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Результат исследовательской деятельности. Итог – получение новых научных знаний – объективной истины.

«Научное познание» - Ответственность ученых за свои открытия и изобретения. План урока: Имеет дело с особым набором объектов реальности. В1-09: Архипов Алексей Максимов Максим Владимирова Ольга. Какие инструменты, сконструированные для научных исследований, вы знаете? Музыка. 3. Роль науки в современном мире. Цепная реакция.

«Проблема познаваемости мира» - Проблема познаваемости мира. Гносеология. Соответствие знания действительности. Основная проблема в философии. Виды истины. Философские решения проблемы критериев истины. Виды знаний. Основные концепции теории познания. Объективность. Гелиоцентрическая система мира. Истина. Особенности научного мышления.

«Познание мира» - Приведите примеры закона и гипотезы. Гипотеза и закон. Научное познание. Теория-особым образом построенная система взаимосвязанных утверждений,законов науки. Когда гипотеза становится законом? В чем разница между гипотезой и законом? Причины перехода людей на альтернативные формы познания- «Кризис науки».

«Познание» - Восприятие- совокупность ощущений, создающие целостный образ предмета. Истина и ёё критерии. Истина бывает относительной и абсолютной. Знание- результат познания. Истина- результат познания. Истории без людей не бывает. Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека.

Всего в теме 20 презентаций

В духовном опыте человека наряду с научным существуют также и различные пути вненаучного познания. Они не укладываются в строгие рамки научного мышления, его язык, стиль и методы. Многообразие путей и способов познания мира свидетельствует о неисчерпаемом богатстве интеллектуальной и духовной культуры человека, о совершенстве его способностей и огромном потенциале возможностей и перспектив. Благодаря разностороннему познанию,


окружающий мир можно объяснить по-разному: не только чувства­ми и умом ученого, но и духовностью верующего человека, эстети­ческими образами или нравственными нормами.

Его можно постигать взором художника и скульптора, а также ти­пичными, родовыми способностями всякого индивида. Только так познается и постигается истина - при рассмотрении объекта в разных ракурсах, с помощью многообразных способов его истолкования.

К вненаучным путям и способам освоения человеком окру­жающего мора и самого себя относятся: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, нравственное познание и другие.

В духовно-практической деятельности человека видное место занимает обыденное познание. Иногда его называют «повседневным» (или «житейским») чувственным отражением и мышлением, «обы­денным разумом». В нем отражаются ближайшие, непосредствен­ные условия и содержание жизнедеятельности людей - природная среда, быт, экономические и иные процессы, в которые каждый человек включен каждодневно. Ядром обыденного познания явля­ется так называемый здравый смысл, который включает элементар­ные верные сведения о мире. Человек получает их в ходе своей по­вседневной жизни и от других людей через передачу культурного опыта. Здравый смысл служит целям ориентации в мире и его практическом освоении. Известно, например, что человеку важно знать о том, что можно потреблять в пищу, а что нельзя, что вода существует в твердом, жидком и парообразном состоянии, а при нагревании до 100°С закипает, что до оголенного электропроводни­ка дотрагиваться опасно и т.п.

Эта форма познания включает в себя не только простейшие и нужные человеку знания о внешнем мире, но также убеждения и идеалы человека, элементы народного фольклора как своеобразную кристаллизацию познавательной деятельности. Обыденное позна­ние «схватывает» поверхностную информацию о связях бытия: если птицы стали летать низко над землей - значит быть дождю; если в лесу очень много красной рябины, то это к холодной зиме. В рам­ках повседневного познания люди в состоянии приходить к глубо­ким обобщениям и выводам, которые касаются их отношения к другим социальным группам, к политическому строю в обществе, к государству. В таких обобщениях и существует народная мудрость, социокультурный опыт народов.

Обыденное познание, особенно современного человека, вклю­чает элементы научных знаний и представлений. В целом же оно развивается стихийно, «по жизни», поэтому соединяет в себе не только здравый смысл, но и всякого рода предрассудки, верования и суеверия, мистику.

Мифологическое познание появилось в древнейшие времена, ко­гда еще не было свободной личности с развитым интеллектом.


Миф - это фантазийное эмоционально-образное восприятие мира, закрепившее себя в сказаниях, легендах и преданиях, разного рода вымыслах. В древних мифах существовало очеловечивание сил ок­ружающей природы и духа, которые были непонятны человеку и над которыми он еще не имел власти. Мир в мифологическом соз­нании - это арена деятельности и соперничества богов, титанов, леших, домовых, чертей и т.п., где человек является в основном зри­телем их поединков и пиршеств.

Из древней мифологии дошли до нас, например, наивные пред­ставления о том, как мир возникал из темного Хаоса, как рожда­лись Земля и Небо, Ночь и День, Свет и Тьма, как появились пер­вые живые существа - боги и люди. Сохранились сказания о все­могущем Зевсе и титане Океане, о хранителе подземного царства Тартаре, о златокудром Аполлоне и могучей Афине, о других боже­ствах. От древности сохранилось и предание о герое Прометее, ко­торый якобы похитил у богов огонь и подарил его людям, но был в наказание за это прикован к скале и обречен на вечные муки. Древ­ние мифы оставили после себя не только образный стиль мышле­ния и эмоционально окрашенное мировосприятие. Они дали очень богатую для пищу художественного творчества, развития других форм общественного сознания и всей культуры общества.

Элементы мифотворчества существуют и в сознании современ­ного общества как архетипы культуры. Это обусловлено историче­ской преемственностью развития духовного мира людей, потребно­стями не только в приобретении различных истинных знаний, но и в достаточно свободном, нестрогом мышлении, связанном с меч­той, идеалом, фантазией, надеждой.

Среди путей познавательной деятельности человека специфиче­ское место занимает религиозное познание-постижение. Оно пред­ставляет собой мышление догмами на основе веры в религиозное сверхъестественное, включает в себя сложный комплекс иллюзор­ных представлений о мире. Сущностью религии является вера в такое сверхъестественное, с которым человек может в особых усло­виях установить контакт, получить от сверхъестественного спасе­ние, защиту и иные блага, а также наказание за грехи и другие не­гативные действия. Во многих религиях главное сверхъестественное - это Бог как творец мира, его великие созидательные деяния. В этом смысле, религиозное познание - богопознание. Религиозное чувствование и мышление основаны на обладающих якобы безус­ловной истинностью догмах. Так, в христианстве основными дог­мами являются положения о троичности Бога, о сотворенности все­го сущего Богом из ничего, о присутствии божественного начала во всем земном, включая и самого человека.

Религиозное познание сформировало свою картину мира, кото­рая наложила огромный отпечаток на мировоззрение людей и ду-


ховную культуру человечества. Религия - одна из важнейших форм духовного опыта человечества, в которой воплощены искания более человечного мира, нежели этот несовершенный земной мир.

Одно из проявлений вненаучного постижения человеком окру­жающего мира - художественное отражения действительности. Оно представляет собой мышление художественными образами, воплощенное в различных формах искусства и народном творчест­ве. Художественный образ является в данном случае основным средством познания и постижения мира, чувственно-наглядным воплощением объекта познания.

Познание мира в искусстве как профессиональном художествен­ном творчестве осуществляется с помощью таких понятий, как пре­красное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное, серьезное и игровое. Важнейшими видами искусства яв­ляются театр, музыка, изобразительное искусство, архитектура, кино, аудио и видео искусство, художественная литература и др. Каждый вид искусства имеет свои методы и средства познания: звук в музы­ке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, литературный персонаж и т.д. Благодаря искусст­ву человек открывает совершенство, гармонию и красоту окружаю­щей действительности и своего бытия, научается творить новый мир по законам красоты. Но изначально художественное постижение бы­тия сформировалось в необычайно многообразном и богатом по со­держанию народном художественном творчестве.

Универсализм познавательной деятельности человека выражен философским познанием. Ему присуще стремление к обобщению и синтезу всех иных форм познавательной деятельности, теснейшая связь со всей духовной культурой общества. Для философского по­знания характерен специфический язык, глубоко личностное отно­шение мыслителя к исследуемому объекту, многие другие черты. Философия стремится привести совокупность сведений о мире в стройную систему, понять все сущее как единое и многообразное. Философия - это органическое единство научного знания и обы­денной жизненной мудрости человека. Философствовать - означа­ет не только размышлять о мире, но и вопрошать о самом себе в этом мире, о смысле и целях своей собственной жизни. Философия всегда пребывает в режиме диалога с иными формами познания - обыденным и научным, мифологическим и религиозным, художест­венным. Ее предназначение - постигать всеобщее в бытии (начала бытия, его законы, связи и принципы, свойства), находить ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы. Философский интел­лект - великий дар и обретение духовной культуры человечества.

Основные понятия Вненаучное познание, обыденное познание, мифо­логическое познание, религиозное познание, ху­дожественное познание, философское познание.

Слайд 1

МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Слайд 2

В истории науки о знании и познании рассматривались различные виды знаний. 1. В античные времена было установлено различие между знанием и мнением. 2. Средневековье особенно волновал вопрос о соотношении знания и веры. 3. Успехи естественных наук в Новое время привели к отождествлению знания и науки. Научное знание становилось основным объектом гносеологии - теории познания.

Слайд 3

До того, как сформировалась наука, существовали и иные способы познавательного отношения к миру. Но и сегодня, в начале XXI в., большинство людей черпают многие сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Наряду с наукой существуют и другие пути познания.

Слайд 4

МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Самым ранним способом понимания действительности был миф. Миф (др.-греч. μῦθος - речь, слово; сказание, предание) - повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах, героях. В отличие от науки, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его частей.

Слайд 5

В мифах утверждалась и принятая в данном обществе система правил и ценностей. Главная задача мифа – задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф давал возможность человеку обрести смысл в жизни.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

Слайд 6

Космогонические мифы - мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Служат для объяснения происхождения мира и жизни на Земле. Одним из распространённых сюжетов космогонических мифов является рождение мира из мирового яйца.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Уильям Блейк «Великий архитектор»

Слайд 7

Антропогонические, или мифы о сотворении человека, мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п. Космогонические и антропогонические мифы часто взаимосвязаны, часто одни и те же боги ответственны как за создание мира, так и за создание человека.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Сотворение человека Прометеем.

Слайд 8

Эсхатологические мифы – это мифы о конце света, они существуют наряду с космогоническими мифами и связаны с противостоянием сил хаоса и космоса. Разновидностью таких мифов являются мифы о предполагаемом конце света в будущем, например германский миф о Рагнарёке.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

Слайд 9

Календарные мифы – это мифологизация смены временных циклов - дня и ночи, зимы и лета, вплоть до космических циклов. Они связаны с астрономическими наблюдениями, астрологией, празднованием Нового года, праздниками урожая и другими календарными событиями.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Ярило
Ра

Слайд 10

Героические мифы - это мифы о героях, которые могут быть или детьми богов от смертной женщины, либо просто легендарными фигурами эпоса. Особую категорию героев составляют культурные герои –мифические герои, внёсшие серьёзный вклад в культуру народа. Часто культурный герой является демиургом, участвуя в творении наравне с богами, или добывает или изобретает для людей различные предметы культуры.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Прометей

Слайд 11

Одним из древнейших верований, сохранившихся у некоторых народов до настоящего времени, является тотемизм. Некоторые учёные считают, что именно из веры в кровное родство людей и животных возникли мифы об оборотнях - легенды о перевоплощении человека в волка, тигра, медведя и др.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Небо в виде коровы Нут

Слайд 12

Весьма часто в тотемических мифах встречается тема брака зооморфного существа и обычного человека. Как правило, так объясняется происхождение народностей. Это есть у киргизов, орочей, корейцев. Отсюда образы сказок о царевне-лягушке или Финисте Ясном Соколе.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

Слайд 13

Астральные мифы близки к космогоническим, рассказывающие о происхождении звезд и планет (именно на них основана астрология). Созвездия – это трансформированные животные, растения и даже люди.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Млечный путь
Водолей

Слайд 14

Культовые мифы повествуют о первопричине какого-либо действа. Классический пример – вакханалии, устраиваемые в честь древнегреческого бога Диониса.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

Слайд 15

Мифы, очищенные от ритуала и элементов святости, дали начало сказкам. К мифам же восходит и древний героический эпос, т. е. сказание о прошлом, содержащее целостную картину жизни народа. Самыми известными примерами героического эпоса, тесно связанного с мифологией, являются «Илиада», «Одиссея», «Рамаяна» и т.д.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Одиссей
Сита и Рама Рамаяна

Слайд 16

Исследования мифов в XX веке Ритуализм: виднейшим представителем его был Дж. Фрезер. Считал мифы ритуальными текстами, в которых все не случайно, всему свое место и время. От этих текстов нельзя отступать, а их истинный смысл доступен немногим.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Функционализм: Леви Брюль видел в мифе способ поддержания определенного порядка, который связывает воедино не только общность людей, живущих в одно время и в одном месте, но и их предков. (преемственность культуры народа).

Слайд 17

Но некоторые черты мифологического сознания сохраняются и поныне. Многие из нас по-прежнему верят, что с помощью нескольких простых идей можно объяснить все многообразие мира.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
1. Мифы политической и общественной жизни, которые создаются политиками, партиями, журналистами: «чистоты рас», «государства всеобщего благоденствия»
2. Мифы связанные с этнической и религиозной самоидентификацией: мифы о России и православии в прошлом и настоящем, миф о «русском варварстве»

Слайд 18

3. Мифы связанные с внерелигиозными верованиями: мифы об НЛО, снежном человеке, экстрасенсах - целителях
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
4. Мифы связанные с массовой культурой: о здоровом образе жизни, вреде молока, птичьем гриппе, о Америке и американской мечте

Слайд 19

Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни.
«И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ…»
В отличие от науки, где знания - самоцель, в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт»; Способом формирования практического знания являлось ученичество; Практическому знанию соответствует и свой язык: «на глазок», «чуть-чуть»; Практическое знание не претендует на теоретическое обоснование.

Слайд 20

Обобщенные практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы.
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Куй железо – пока горячо. Какие труды, такие и плоды. Весна год кормит. Время лечит. Где кто родился, там тот и сгодился. Не красна изба углами, а крана пирогами. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

Слайд 21

Отличительной чертой народной мудрости как своеобразного свода рецептов поведения для разных случаев является ее неоднородность, противоречивость.
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Работа не волк, в лес не убежит.
Кто трудиться рад - тот будет хлебом богат.

Слайд 22

Здравый смысл – стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причем эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали: Помогает ориентироваться в окружающей среде Указывает способ направление и способ действия Не поднимается до научного объяснения
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ

Слайд 23

Искусство, как и наука, познаёт окружающий мир. Однако, в отличие от учёного, художник, воспроизводя формы и явления видимого мира, выражает прежде всего своё мироощущение, переживания и душевное состояние.
ИСКУССТВО

Слайд 24

Специфическим способом художественного познания является художественное обобщение, образ. Будучи отражением действительности, образ обладает определенными свойствами реального предмета.
ИСКУССТВО

Слайд 25

ИСКУССТВО

Слайд 26

В античном и средневековом искусстве место художественного образа занимал канон - свод прикладных правил художественного или поэтического ремесла.
ИСКУССТВО
АНДРЕЙ РУБЛЕВ
СИМОН УШАКОВ
ДИОНИСИЙ

Слайд 27

В эпоху Возрождения появилось представление о стиле как праве художника создавать произведение в соответствии со своей творческой инициативой, т.е. творить мир по собственному представлению о нем. … В живописи сходство реального человека с его изображением было настолько близко, что он казался живым.
ИСКУССТВО
Р. САНТИ «МАДОННА БЕЛЬВЕДЕРА»

В истории науки о знании и познании рассматривались различные виды знаний. Так, в античные времена было установлено различие между знанием и мнением. Если мнение не обязательно носит достоверный характер, то знание достоверно по определению. Мнение обычно относится к единичным объектам, тогда как знание охватывает общие свойства ряда сходных объектов. Мнение может меняться, оно неустойчиво, а знанию присущи устойчивость и всеобщий характер. Античные ученые нередко отождествляли знание с истиной разума - идеями.
Средневековье особенно волновал вопрос о соотношении знания и веры. Главное различие между ними усматривалось в доказательности. Если вера таковой не предполагает, то знание требует строгой, логической аргументации.
Успехи естественных наук в Новое время привели к отождествлению знания и науки. Научное знание становилось основным объектом гносеологии - теории познания. Но именно с этого времени существует разделение знания на различные виды: обыденное, мифологическое, философское, религиозное, художественно-образное.
Действительно, в мире знания переплетаются рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное. До того, как сформировалась наука, существовали и иные способы познавательного отношения к миру. Но и с развитием науки даже сегодня, в начале XXI в., большинство людей черпают многие сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Наряду с наукой как способом познания мира существуют и другие пути познания. О них речь в данном параграфе.

МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

Самым ранним способом понимания природной и общественной действительности был миф. Кто из нас не восхищался поэтичностью, волшебством мифов древних народов? Миф - это всегда повествование, причем истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей. В отличие от науки, которая стремится объяснить мир, установить взаимосвязь между причиной и следствием, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его отдельных частей.
Все происходящее в мифе приобретает значение своеобразного образца для воспроизведения. Он как бы совмещает в себе обязательный рассказ о прошлом и объяснение настоящего и будущего. Так, в греческой мифологии происхождение науки, знаний о мире объясняется подвигом Прометея.
В мифах, наряду с рассказами, повествованиями о событиях, важных для людей, утверждалась и принятая в данном обществе система правил и ценностей. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях. Сами мифы служили особой «лабораторией» человеческой мысли, в которой были накоплены и систематизированы в определенном порядке социально одобренные образцы поведения на все случаи жизни.
Какие же сведения об окружающем мире содержали в себе мифы? Прежде всего в них описывались творения мира, животных, людей, происхождение природных сил, особенности рельефа, различные обычаи и обряды. Вероятно, вы можете припомнить такие мифы. Во многих из них творение изображалось как «добывание» героем элементов культуры (например, путем похищения у первоначальных хранителей) или как изготовление творцом. Так, в Древнем Междуречье существовал миф о первых мудрых правителях-полубогах, которые будто бы научили людей всем достижениям техники и культуры.
Процесс творения мира часто представлялся как превращение хаоса в космос путем постепенного упорядочения, которое сопровождалось борьбой богов или героев с демоническими силами. Описывалось отделение неба от земли, выделение суши из первичного океана, появление трех миров: небесного, земного и подземного.
Знания о смене времен года содержались в календарных мифах и были связаны с повествованием об умирающих и о воскресающих богах и героях (Осирисе, Деметре, Персефоне и др.).
У некоторых народов еще в древности существовали так называемые эсхатологические мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой следует или не следует его возрождение. Идеи гибели космоса или его частей присутствуют в мифах о потопе, который посылают всемогущие боги для испытания людей, давая возможность спастись отдельным представителям рода человеческого.
Наряду с космическими темами в мифах присутствовали биографические мотивы: рождение, посвящение в полновозрастной статус, брак, смерть мифологических героев. Все эти мифы содержали описания определенных испытаний, через которые герои успешно проходили. Вокруг некоторых мифологических героев складывались целые циклы, как и вокруг отдельных исторических персонажей. Пример первого типа мифов - мифы об Одиссее, Тезее, Геракле. Пример мифов о реальных событиях - мифы о Троянской войне, о которой известно не только по дошедшим до нас сказаниям, но и по данным раскопок немецкого археолога Г. Шлимана.
Мифы, очищенные от ритуала и элементов святости, дали начало сказкам. К мифам же восходит и древний героический эпос, т. е. сказание о прошлом, содержащее целостную картину жизни народа. Самыми известными примерами героического эпоса, тесно связанного с мифологией, являются «Илиада», «Одиссея», «Махабхарата», «Рамаяна», калмыцкий эпос «Джан-гар» и т. п. Былинные богатыри русского народа также напоминают героев биографических мифов.
Мифы, сказки, эпос служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народов. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире.



Постигая мифы своего народа, индивид начинал соотносить свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей. В дописьменную эпоху мифы были вместилищем социальной памяти. Это была своеобразная «живая память», сохранявшая совокупность знаний, умений, опыта, накопленного не одним поколением людей.
Уже в XX в. в исследовании мифов сформировалось несколько направлений. Так, Дж. Фрезер считал мифы ритуальными текстами, в которых все не случайно, всему свое место и время. От этих текстов нельзя отступать, а их истинный смысл доступен немногим, да и он является через откровение. Сторонники иного направления (функционалисты) видели в мифе способ поддержания определенного порядка, который связывает воедино не только общность людей, живущих в одно время и в одном месте, но и их предков. Функция мифа - обеспечивать преемственность культуры племени (народа).
Мифологические представления древних людей об устройстве мира, деяниях богов и героев остались в прошлом. Но некоторые черты мифологического сознания сохраняются и поныне. Многие из нас по-прежнему верят, что с помощью нескольких простых идей можно объяснить все многообразие мира.
В XIX в. эту роль приписывали идеям «чистоты рас», «государства всеобщего благоденствия», «царства всеобщей свободы» и т. д. И сегодня одних известных людей общественное мнение героизирует, а других демонизирует. Люди по-прежнему ждут «культурного героя», который откроет перед ними новые, невиданные возможности.

«И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ...»

Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни. Издавна люди не только стремились объяснять мир в целом, но и просто трудились, мучились неудачами, добивались результатов. При этом они накапливали и определенные знания. В отличие от науки, где знания - самоцель, в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт». Например, человек, живший на берегу реки или озера, строил корабль, лодку для плавания по волнам. Основным результатом такой деятельности должно было стать судно, а побочным - знание о том, какое дерево взять, как и чем его обработать, какую форму придать плавучему средству передвижения. При этом закон Архимеда не был известен строителю судна. Но если лодка получалась удачной, то, скорее всего, правила, по которым она была построена, вполне соответствовали научным положениям, пусть даже неизвестным строителю-практику. Массу знаний практического характера давала людям деятельность ремесленника, земледельца, повара, лекаря, винодела, строителя и т. д. Способом формирования практического знания являлось ученичество у опытного наставника, мастера, умельца.
Практическому знанию, возникающему в ходе накопления опыта, соответствует и свой язык. Припомните: «на глазок», «чуть-чуть», «щепотку» и т. п. Попробуйте точно определить в граммах, минутах, сантиметрах, сколько это. Профессиональное мастерство обладателя такого практического знания требует способности определять микроны и миллиграммы, доли секунды; умения ориентироваться во всем многообразии инструментов, материалов, условий труда при помощи памятных знаков, привычки, сноровки.
Большинство практических знаний не претендует на теоретическое обоснование и обходится без него. Сегодня трудно найти ребенка, который не умеет пользоваться телевизором, хотя вряд ли он знает принципы передачи изображения на расстояние. Каждый сможет завязать шнурки и при этом обойтись без всякой научной теории.
В процессе приобретения жизненного опыта человек усваивает не только практические знания, но и оценки, нормы поведения, причем усваивает их как бы исподволь, без специальных усилий, действуя по образцу. Оценочные знания, связанные с повседневным опытом, иногда называют духовно-практическими. От них один шаг до народной мудрости.

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

Возрастание объема и усложнение деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в виде описаний. Причем такие описания содержали как бы собранный воедино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости.
На ранних этапах истории человеческая мудрость приписывалась прежде всего богам, которые в виде дара наделяли ею отдельных людей. Считалось, что люди, которых коснулась «искра Божья», приобретали способность судить о неведомом, предрекать ход событий, направляемых самими богами. С разрушением устоев общества, в котором господствовала мифология, изменилось и понимание мудрости. Она стала трактоваться как умение разбираться в земных событиях самих по себе, без соотнесения с миром богов.
Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы. Все знают выражение «Куй железо, пока горячо». Родилось это суждение из наблюдения, что металл следует обрабатывать в таком состоянии, когда он легче поддается воздействию. Оно означает призыв делать что-либо своевременно, пока условия способствуют деятельности. Сейчас оно может означать действия, вовсе не связанные с кузнечным ремеслом. Большинство свидетельств народной мудрости, зафиксированных в пословицах, поговорках, загадках, связано первоначально с практической предметной деятельностью.
Загадки тесным образом связаны с искусством древних оракулов, предсказателей, прорицателей. И вместе с тем народная загадка доступна любому человеку, обладающему природным умом и жизненным опытом. Вспомните, как часто в сказке Иванушка-дурачок на деле оказывается достаточно сообразительным, чтобы найти ответы на загадки Василисы Премудрой.
Отличительной чертой народной мудрости как своеобразного свода рецептов поведения для разных случаев является ее неоднородность, противоречивость. Это связано с тем, что в ней фиксируется отношение разных людей к одним и тем же явлениям, поступкам, поэтому встречаются прямо противоположные суждения по одному и тому же поводу. Например: «Работа - не волк, в лес не убежит», а рядом «Не спеши языком - торопись делом». Вы сами можете продолжить подбор такого рода суждений народной мудрости.
Теперь обратимся к тому, что такое здравый смысл. Словарь определяет его как стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причем эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали. Попытаемся разобраться в этом толковании.
Прежде всего здравый смысл включает сведения (их можно также назвать знаниями), усвоенные стихийно, без специальной познавательной деятельности. Они усваиваются в той мере, в какой человек овладевает живым, непосредственным опытом современников, навыками человеческой жизнедеятельности. В этом понимании здравый смысл составляет так называемое природное мышление и присущ каждому здоровому человеку. Так, с точки зрения здравого смысла, если не знаешь, как пользоваться каким-то прибором, целесообразно спросить у знающего, а если такового нет - не трогать прибор без крайней нужды. Здравый смысл подсказывает, что лучше не делать того, что может повредить другим и самому деятелю.
Несомненно, здравый смысл фиксирует многократно проверенные, казалось бы, очевидные сведения. Но можно ли всегда и во всем доверять только ему? Иными словами, достаточно ли для полноценной деятельности только здравого смысла?
Стоит заметить, что здравый смысл, будучи тесно связанным с опытом многих людей, опутан заблуждениями, предубеждениями, устойчивыми представлениями, стереотипами, принимаемыми людьми данной эпохи в качестве абсолютных, незыблемых истин. Так, во времена Гомера полагали возможным существование людей с песьими головами. Это вызывало удивление, но не сомнение. Здравый смысл - явление достаточно консервативное, он меняется мало, новые сведения с трудом вытесняют прежние, однако все-таки с течением времени изменения происходят. Может быть, и неплохо, что в процессе непрерывного развития представлений о мире остаются неизменными некоторые области знаний, опирающихся не столько на науку, сколько на живой опыт предков.

ПОЗНАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

Иной тип познания дает искусство. Оно имеет дело с художественным освоением мира. Конечно, искусство не ограничивается познанием мира, его назначение значительно шире. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности. (Далее своеобразие эстетической деятельности будет обсуждаться специально. Здесь мы ограничимся указанием на познавательную сторону искусства.)
Так, можно изучать историческое прошлое по архивным документам и археологическим находкам, систематизируя и обобщая их. Но можно узнавать о прошлом и с помощью художественных произведений, созданных мастерами литературы, живописи, театра. Художественное произведение дает эмоционально окрашенное и яркое представление не только о том, как выглядели герои прошлого, но и о том, что они думали и чувствовали, как вели себя в определенных обстоятельствах, помогает ощутить дух времени.
В свое время литературный критик В. Г. Белинский называл роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Действительно, читатели знакомятся с различными сторонами жизни русского общества начала XIX в.
Специфическим способом художественного познания является художественное обобщение, образ.
Будучи отражением действительности, образ обладает определенными свойствами реально существующего предмета. Литературный рассказ о событии не является самим событием, но дает возможность воссоздать его при помощи фантазии читателя. Мрамор не является живой плотью, но стоит «отсечь от глыбы лишнее», как утверждал великий скульптор Микеланджело, придать холодному камню форму художественного образа - и вот перед восхищенным зрителем мощное тело красавца атлета или озаренное светом мудрости лицо философа. Плоскость холста, использованного живописцем при помощи мастерства, цвета, линии, композиции, превращается в трехмерное пространство. Такое замещение одного предмета другим ведет свое начало от первобытного миросозерцания, согласно которому все вещи могут превращаться друг в друга. Один предмет может заменять собой другой, при этом яснее становится суть и предназначение обоих.
В античном и средневековом искусстве место художественного образа занимал канон - свод прикладных правил художественного или поэтического ремесла. Следование ему было необходимым условием художественной деятельности. В эпоху Возрождения появилось представление о стиле как праве художника создавать произведение в соответствии со своей творческой инициативой, т. е. творить мир по собственному представлению о нем. В XVIII в., когда бурно развивались знания о природе, художественная форма стала восприниматься как своеобразная организация, упорядоченность, подчиненная внутренним целям. Художник, познавая мир, преображал его в художественных образах. От Г. Гегеля ведет начало понимание искусства как «мышления в образах».
Г. Гегель писал, что образ стоит «посредине между непосредственной чувственностью и принадлежащей области идеального мыслью». Иными словами, образ помогает представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение как выражение мысли. Поясним это на примере.
У М. Ю. Лермонтова в стихотворении «Поэт» находим образ: поэзия - «колокол на башне вечевой». Здесь сопоставляются далекие друг от друга реально существующие объекты. Но с помощью замещения одного другим появляется возможность открыть в поэзии такое свойство, как способность объединять людей, созывать их в минуты, важные для жизни, и т. д. Согласитесь, что можно написать множество книг на тему «Что такое поэзия», а можно предложить яркий образ, и многое делается яснее, проникновение в мир поэзии становится глубже. Вместе с тем объяснять словами смысл художественного образа непросто. При этом неизбежно происходит его обеднение, какие-то важные детали не переводятся на язык слов, остается тайна звучащего поэтического образа.
Поэту древности Гесиоду принадлежат слова: «Музы говорят ложь, которая похожа на правду». Будучи идеальным, а не реальным объектом, образ обладает некоторыми свойствами понятий, представлений, гипотез и других мыслительных конструкций, которыми человек пользуется, познавая мир. Он не просто отражает мир, а как бы обобщает важные свойства многих реальных объектов. Образ раскрывает в единичном, преходящем, случайном сущностное, неизменное, вечное. В нашем примере из Лермонтова несущественными являются конкретные характеристики колокола, для нас важно то назначение поэзии, которое найденный образ передает емко и глубоко.
С помощью художественного образа искусство создает своего рода гипотезу окружающего мира или его частей. Эта гипотеза непременно требует от воспринимающего и познающего мир собственной фантазии, творчества, глубокой мыслительной деятельности, наконец, готовности воспринимать мир таким способом.
Итак, согласимся, что познавательная деятельность весьма разнообразна. Она не может быть представлена как торжественное шествие к абсолютной истине, в ходе которого осуществляется прирост все новых и новых истин. На пути познания человека ждут и заблуждения, и разочарования, и ошибки. Передовые научные знания могут уживаться с предрассудками и невежеством. Все это не отменяет значения научного познания, но лишь подчеркивает, что многообразие проявлений человека и богатство мира вокруг него требуют и многообразия познания действительности, сочетания разных способов и форм познавательной деятельности.

ТАМ, ГДЕ КОНЧАЕТСЯ НАУКА

Еще одним следствием существования вненаучного знания является появление время от времени таких направлений, которые получили обобщенное наименование «паранаука» (от лат. para - после, при), т. е. околонаучное знание. В отличие от здравого смысла, который неизменно стремится к ясности, однозначности, рецептурности (делай так-то и не делай того-то), паранаука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует. Как часто приходится читать или слышать о неких загадочных, необъяснимых явлениях (неопознанных объектах, фантастических случаях исцеления неизлечимо больных, отвергнутых медицинской наукой и практикой, и т. д.). Нет сомнения, далеко не все тайны природы, общества, самого человека открыты, никто не возьмется утверждать, что наука проникла в самые далекие уголки мироздания. В силу ограниченности возможностей науки ответить на все без исключения вопросы всегда существует некое неисследованное пространство, проникнуть в которое стремится человек. Это пространство занимает паранаука, нередко используя сведения, не подтверждающиеся экспериментом, не вписывающиеся в принятые теории или просто противоречащие общепринятым и проверенным практикой научным знаниям.
Вероятно, было бы неверным считать, что все, что сегодня наука объяснить не может, - это область паранауки. Конечно, возможны прорывы на отдельных участках познания, обгоняющие развитие теорий. Существуют достоверные факты, не вписывающиеся в сложившиеся научные системы. Но это не значит, что недобросовестное обращение с такими фактами дает право на отрицание их научной ценности. Подход к таким вопросам должен быть продуманным и объективным.
Паранаука отличается претензией на универсальность: часто найденные лекарства или метод лечения, далекие от традиционной медицины, сторонники паранауки спешат объявить универсальным средством от всех болезней. Нередко паранаука, претендуя на исключительность, прибегает к псевдонаучной терминологии, труднопереводимой и загадочной или бессмысленной. Например, утверждение «Человек рождается со сферическим биополем» содержит больше вопросов, чем информации. Что такое сферическое биополе? Кто и как определил его сферичность? На какое расстояние оно распространяется? Если геометрически человек не точка, то значит ли это, что на разных участках тела биополе имеет разную толщину, чтобы оставаться сферой? Но паранаука не стремится к ответам на эти бесконечные вопросы, она безапелляционно использует подобную формулу, объясняя с ее помощью причины болезней или другие проблемы человека.
Для паранауки характерны также завышенные претензии на внимание к себе (это выглядит примерно так: «Я предложил новое лекарство от всех болезней, но фармацевтам объяснять этого не буду, поскольку они еще не доросли. Организуйте мне доклад перед президиумом Академии наук или выступление по телевидению на всю страну, иначе я слова не скажу»). Всякие предложения провести дополнительные экспертизы или проверки воспринимаются как оскорбление и недоверие. При этом паранаука нередко демонстрирует нетерпимость к науке традиционной, апеллирует не к профессионалам, а к массам, прессе и т. п.
Заканчивая разговор о паранауке, отметим, что, хотя она иногда и способствует выдвижению новых научных проблем, для нее характерны уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые не соответствуют или противоречат используемым ею методам.
Основные понятия: виды и уровни человеческих знаний, мифологическое и рационально-логическое знание, жизненный опыт и здравый смысл.
Термины: гносеология, эсхатология, художественный образ, паранаука.

1. На примере любого мифа о творении определите, что именно люди знали об устройстве мира в период зарождения этого мифа.
2. Отгадайте следующие народные загадки, опираясь на жизненный опыт и знания.
Какое живое существо бывает двуногим, трехногим и четвероногим и при этом чем больше ног имеет, тем слабее становится?
Одного не знаю, другого не вижу, третьего не помню.
3. Почему многие загадки имеют разнообразные, в равной мере справедливые отгадки?
4. Сделайте логическое умозаключение на основе следующих суждений:
Различные виды знаний являются результатом познавательного процесса.
Знание в широком смысле слова - это вся информация, полученная о предмете познания.

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из работы российского психолога Б. М. Теплова (1896-1965 гг.).

Похожие публикации