О девятом положении Символа веры. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Православная молитва - православная книга

Учение о единстве земной и Небесной Церкви зиждется на словах апостола Павла: "…вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу" (Евр.12.22-24).

Церковь Едина, потому что: "Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас" (Еф.4.4-6).

Церковь Святая, потому что - Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф.5.24-27). Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святой. Грешники нераскаянные как мертвые члены отсекаются от тела Церкви: "извергните развращенного из среды вас" (1 Кор.5.13). Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих; и: да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа" (2 Тим.2.19).

Церковь Соборная, или, что то же, кафолическая, или вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов. Апостол Павел говорит, что "… благовествование пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает" (Кол. 1, 6), и что в Церкви Христианской нет "… ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но - все и во всем Христос" (Кол.3.11). Верующие благословляются с верным Авраамом (Гал.3.9).

Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной, или право-верующей: "Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем" (Еф.2.19-20).

О десятом положении Символа веры (о семи Таинствах). Исповедую едино крещение во оставление грехов

Православная Церковь исповедует не только одно таинство Крещения, но еще шесть таинств.

Таинством называется такое священнодействие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная Сила Божия.

Православная Церковь имеет семь таинств:

1. Крещение,

2. Миропомазание,

3. Покаяние,

4. Причащение,

5. Елеосвящение,

7. Священство.

Таинства Крещения, Миропомазания, Священства никогда не повторяются.

Таинство Крещения

Крещение - это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую.

Таинство Крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3.5).

Святой пророк Иоанн Предтеча крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего за ним, то есть в Господа Христа Иисуса (Деян.19.4). После искупительного подвига в Таинстве Крещение даруется прощение грехов. Господь Иисус Христос Своим примером освятил Крещение, приняв его от Иоанна. Наконец, по Воскресении Своем Он дал апостолам торжественное повеление: "…идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф.28.19). (Рис.)

Рис. Икона. Крещение Господне.

Для того, кто желает принять крещение, требуется вера и покаяние: "…покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа" (Деян.2.38). "Кто будет веровать и креститься, спасен будет" (Мк.16.16).

Крещение в Новом Завете заменяет обрезание: "…обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении" (Кол.2.11.12). Во времена Ветхого Завета обрезание было совершаемо над семидневными младенцами. Отсюда происходит обычай крестить младенцев.

Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды. Крещение является как бы дверью в Церковь Христову. Только принявший крещение получает доступ к другим таинствам.

В таинстве крещения мы входим в Церковную ограду, становимся членами Церкви. Общение со Христом в Церкви совершается не только в форме молитвы, но и в тех видимых действиях - таинствах и обрядах, которые совершаются священнослужителями при участии верующих.

Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой: “Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие” (Ин. 3.5).

Для принятия крещения обязательно необходимы вера и покаяние.

В Православной Церкви крестят младенцев по вере их родителей и восприемников, которые поручаются перед Церковью за веру крещаемого. Священный долг восприемников позаботиться о том, чтобы их крестник стал истинным христианином. Церковь совершает крещение младенцев, веруя, что им дано воспринимать дары Святого Духа. Апостолы совершали Крещение целых семей: “…и немедленно крестился сам и все домашние его” (Деян. 16.33), "Крестил я также Стефанов дом" (1 Кор.1.16). Сам Спаситель в земное Свое служение говорил: “ Пустите детей приходить ко мне, и не препятствуйте им: ибо таковых есть Царствие Божие” (Мк.10.14). Дети являются потомками падшего Адама, и: "…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3.5).

И так крещение детей ведет свое начало со времен апостольских, и оно совершенно согласуется со священным Писанием.

Над крещаемым совершается чтение специальной молитвы, чтобы отогнать от него диавола, который со времен греха Адамова получил доступ к людям и некоторую над ними власть, как бы над своими пленниками. На крещаемого возлагается крест для напоминания о заповеди Христовой: “Если кто хочет по Мне идти, да отвергнется себя и возьмет крест свой и за Мной идет” (Мф.16.24). Хождение крещаемого вокруг купели со светильником означает духовную радость, соединенную с духовным просвещением. Круг является символом вечности.

Таинство Миропомазания

Это есть таинство, в котором верующему при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной (Рис.).

Рис.

О благодатном даре Духа Святого сказал Сам Иисус Христос: “Кто верует в Меня, у того, как сказано в писании, из чрева (сердца) потекут реки воды живой. Это Он сказал о Духе, Которого могли принять верующие в Него” (Ин.7. 38-39).

Апостол Павел говорит: “Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши” (2 Кор.1.21-22). Первоначально св. апостолы преподавали Дар Святого Духа через возложение рук (Деян.8.14-17,19, 2-6), позднее стали употреблять помазание миром, по примеру ветхозаветной Церкви.

Святым миром называется освященный состав из благовонных веществ и елея, приготовленный особым образом. Миро освящали сами апостолы, затем их преемники – епископы. Теперь, по поручению епископов могут совершать таинство миропомазания и пресвитеры (священники). В России Святое Миро освящают патриарх и собор епископов. При совершении таинства крестообразно помазуются верующему следующие части тела: лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги – с произнесением слов: “ печать дара Духа Святого, аминь”.

Таинство миропомазания сравнивают иногда с “личной пятидесятницей” (сошествием Святого Духа) каждого христианина.

Таинство Покаяния

Таинство Покаяния есть таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

Призыв к покаянию в Новом Завете идет от святого Иоанна Крестителя. Приходящим к нему людям он проповедовал крещение покаяния для прощения грехов: “ Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои ” (Мк.1.4-5). Но само Таинство Покаяния установил Господь Иисус Христос, дав власть святым апостолам, а через них и всем православным священникам разрешать (прощать) грехи: “ Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ” (Ин. 20. 21-23; Деян.19,18) .

От кающегося требуется:

1. Вера во Христа.

2. Сознание, сокрушение о грехах.

3. Примирение со всеми ближними.

4. исповедание перед священником.

5. Надежда на Его милосердие.

6. Намерение исправить свою жизнь (принести плоды покаяния).

Рис.

В особых случаях на кающегося налагается “епитимья” (с греческого - наказание), когда кающемуся предписываются (с учетом его духовного устроения и здоровья) некоторые благочестивые упражнения или некоторые лишения (ограничения). (Рис.)

Цель предписываемой епитимьи - освобождение от греха и преодоление греховной привычки, как, например, дополнительные дни поста, поклоны, а за тяжкие грехи - отлучение от Святого Причащения на определенное время.

Таинство Причащения

Причащение есть Таинство, в котором верующий (православный христианин), под видом хлеба и вина вкушает Самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни.

Таинство Святого Причастия установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил Это Таинство: “взяв хлеб и благословив”, предложил и подал ученикам, говоря: “приимите ядите, сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание ”. Также взяв чашу и благословив, подал им, говоря: “Пейте из нее все; ибо сие (это) есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставлении грехов. Сие творите в Мое воспоминание ” (Мф. 26, 26-28; Мк. 14. 22-24; Лк 22.19-24; 1 Кор.11.23-25).

В беседе с народом Иисус Христос сказал: “Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий (вкушающий) Мою плоть и пиющий (пьющий) Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем” (Ин.6.53-56).

О Таинстве Причащения по отношению к богослужению христианскому следует заметить то, что это таинство составляет главную и существенную часть христианского богослужения. Богослужение, за которым совершается Таинство Причащения, называется Литургией. Это слово означает “Общественное служение”. Согласно заповеди Христовой, таинство Причащения постоянно будет совершаться до скончания века. Во время Литургии приготовленные хлеб и вино прелагаются, пресуществляются в истинное Тело и в истинную Кровь Христову.

Хлеб для Таинства должен быть квасной, пшеничный. Такой хлеб называется агнцем, так как он являет собой образ страждущего Иисуса Христа, подобно ветхозаветному Пасхальному агнцу, которого израильтяне по повелению Божию закалывали и ели в память избавления от рабства в Египте.

Вино для Таинства Причащения должно быть красное виноградное и соединяется с водой, по образу страдания Христа, когда во время страдания из раны, нанесенной воином копьем, истекли кровь и вода. Каждый желающий приступить к Таинству Причащения должен испытать (открыть) перед Богом свою совесть и очистить ее покаянием во грехах, чему способствуют пост и молитва: “Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем” (1Кор.11.28.29). В вере или в неверии мы освящаемся или осуждаемся Причащением. Перед тем, как в храме преподается Причащение, сперва совершается молитвенное священнодействие пресуществления хлеба и вина в “Святые Дары”. Эти священнодействия составляют видимый знак и носят названия Таинства Евхаристии , по-гречески - “воздаяния благодарности”, и носит название Евхаристический канон . В порядке богослужения два таинственных Священнодействия - Евхаристии и Причащения - образуют одно Таинство. В Святой Евхаристии нераздельно и неслитно соединяется Бог и человек. Это Таинство еще называют Трапезой Господней, Вечерей Господней. Тело называют Хлебом Небесным, Кровь - Чашею Жизни. И так как мы совершаем жертву уже после Воскресения, то она без страданий, бескровная. (Рис.)

Рис.

Древние христиане причащались каждое Воскресение. Для благодатного нахождения в лоне Православной Церкви святые отцы и учителя церковные советуют причащаться как можно чаще (один раз в две недели). Спасительными плодами действия Причащения являются:

1. Теснейшее соединение с Господом: " Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем " (Ин.6. 55-56),

2. Возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной: " Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною " (Ин. 6.57),

3. Получение залога будущего Воскресения и жизни вечной: " Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек " (Ин. 6. 58).

Таинство Елеосвящения

Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом) призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. (Рис.)

Рис.

Это Таинство еще называется Соборованием, так как для совершения его собирается несколько священников, однако, по нужде его может совершать и один священник. Свое начало таинство берет со времен апостолов, когда Спаситель даровал им власть исцелять всякую болезнь и немощь: они “многих больных мазали маслом, и исцеляли” (Мк.6,13). Апостолы передали это таинство священнослужителям Церкви, что видно из следующих слов апостола Иакова: “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь: и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак.5.14-15). После совершения таинства не обязательно должно последовать исцеление, ибо главное в таинстве - это благодать Божия, действующая на страждущую душу, укрепляющая ее в борьбе со своими страстями и грехами. И, если угодно Богу, т.е. исцеление будет во спасение души, то Господь посещает болящего, даруя ему здравие души и как результат очищения, здравие телесное. Исцеление во многом зависит от веры принимающего Таинства.

Человеку, готовящемуся к предстоящему соборованию, нужно предварительно исповедоваться и после соборование причаститься. Для совершения Елеосвящения (Соборования) на столе ставят сосуд с пшеницей (или крупы), зерна которой означают воскресение и жизнь. Сверху пшеницы поставляется сосуд с растительным маслом, соединенным с вином, для укрепления тела больного, согласно с евангельским повествованием о благодетельном самарянине, который больному на раны возливал масло и вино (Лк.10.34). Вокруг сосуда с маслом и елеем водружают в пшеницу семь свечей и семь стручец (палочек), обернутых паклей (ватой). В настоящее время используют кисточки для семикратного помазания и чтения Евангелия над соборующимся.

Последовательность соборования

Вначале поется канон и особые молитвословия для приготовления к таинству Елеосвящения. Молитвой освящается масло, соединенное с вином. Потом совершается само таинство:

1. Семикратно читается Апостол и Евангелие;

2. Читаются молитвы о прощении грехов;

3. Освященным елеем семь раз помазывается соборующийся – лоб, ноздри, щеки, уста, грудь, руки, ноги;

4. В конце соборования на главу соборующегося священник возлагает Евангелие и произносит молитву прощения грехов как бы от лица Самого Иисуса Христа, Который возложением руки подавал исцеление.

Таинство Брака

Таинство Брака есть таинство, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.(Рис.)

Рис.

Брак установлен Самим Богом еще в раю: “Благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею” (Быт.1.28). Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: “Сотворивший (Бог) вначале мужчину и женщину сотворил их” (Быт.1.27), “посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью” (Быт.2.24), так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог соединил, того человек да не разлучает” (Мф.19.4-6). Святой апостол Павел говорит: “ Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Ефес.5.31-32).

Союз Иисуса Христа с Церковью основывается на любви Христа к Церкви и на полной преданности Церкви воле Христовой. Отсюда: муж должен самоотверженно любить жену, а жена обязана добровольно, т.е. с любовью, повиноваться мужу. “Мужья, - говорит апостол Павел, - любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее“ (Еф.5.25.28). Супруги (муж и жена) обязаны всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность: “жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела” (Еф.5.22-23). Добрая христианская семейная жизнь есть источник личного и общественного блага, семья есть малая церковь. Таинство Брака не обязательно для всех, но лица, добровольно остающиеся безбрачными, обязаны проводить чистую непорочную и девственную жизнь, которая, по учению Слова Божьего, выше брачной жизни, и есть один из величайших подвигов (Мф.19.11-12; 1Кор 7.8.9.26.32.34.37.40 и др.). В сущности, таинство Брака есть благословение Христом в Святом Духе человеческой любви. Венчание супругов возможно лишь для тех, кто уже принадлежит к Церкви, то есть для людей крещенных и причащающихся.

Таинство Священства

Таинство Священства есть таинство, в котором правильно избранный в епископа, или пресвитера, или диакона человек, через архиерейское рукоположение получает благодать Святого Духа, совершать Таинства и пасти стадо Христово. (Рис.)

Рис.

Православное учение говорит, что Христос есть единственный Священник, Пастырь и Учитель Церкви, Он - ее живая и единственная Глава, и Таинство Священства свидетельствует об этом. Священники Православной Церкви не действуют “за” Христа или “вместо” Христа, как будто Он Сам отсутствует, напротив, их задача - проявлять и свидетельствовать о действительном присутствии Христовом в мире. Епископы, священники и диаконы получают дар Святого Духа, чтобы в нем являть людям Христа. Таким образом, через Своих избранных служителей Христос выполняет Свое Священство, постоянно принося Себя в жертву Отцу за Своих братьев и сестер по человечеству. Через служителей Христос также действует и как Учитель, провозглашая людям Божественные Слова Отца. Он действует также как Пастырь добрый, за которым идут “овцы”. Он действует как Врач, прощая грехи и исцеляя болезни – и физические, и душевные, и духовные. Он действует как Епископ (греч.: блюститель, наблюдатель), наблюдая за общиной и сохраняя ее. Он действует как дьякон (греч.: служитель), ибо Он пришел “не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Мф. 20.28). Таинство Священства обеспечивает преемственность и единство Церкви из века в век, со времени Христа и апостолов - до утверждения Царства Божьего в вечности: Апостол Павел свидетельствует, что Сам Спаситель: “поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения для созидания тела Христова” (Еф. 4. 11-12). Апостолы по наставлению Духа Святого, совершали это таинство, через возложение рук. “Их поставили пред апостолами, и сии помолившись возложили на них руки” (Деян.6.6). “Рукоположивши же и пресвитеров к каждой Церкви, они помолились (Апостолы) с постом и предали их Господу, в Которого уверовали” (Деян. 14.23). Обращаясь к Тимофею, апостол Павел пишет “Напоминаю тебе возгревать Дар Божий, который в тебе через мое рукоположение” (2 Тим.1.6). “Рук не на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах, храни себя чистым” (1 Тим. 5.22). Из этих посланий мы видим, что Апостолы предоставили епископам власть посвящать пресвитеров через рукоположение и совершать суд над пресвитерами и диаконами и церковнослужителями.

Духовенство, конечно, должно прилагать максимум усилий для проявления Божьей Благодати, данной им в Таинстве рукоположения, но подлинность и благодатность совершаемых ими таинств зависит не от личной добродетели каждого из них, а от присутствия Христова, действующего в Церкви.

ВЕРУЮ… ВО ЕДИНУ СВЯТУЮ, СОБОРНУЮ И АПОСТОЛЬСКУЮ ЦЕРКОВЬ (пояснения к 9-му члену Символа веры)

ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВЬ?
Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами.

ЧТО ЗНАЧИТ ВЕРИТЬ В ЦЕРКОВЬ?
Веровать в Церковь – значит, благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям с уверенностью, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от Единого Вечного Главы ее, Господа Иисуса Христа.

КАКИМ ОБРАЗОМ ЦЕРКОВЬ МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДМЕТОМ ВЕРЫ?
Церковь, которая видима, является предметом веры, тогда как вера, по Апостолу, есть «обличение невидимых» (уверенность в невидимом) (Евр. 11:1). Во-первых, хотя Церковь и видима, но невидима усвоенная ей и освященным в ней (людям) благодать Божия, которая и есть, собственно, предмет веры в Церковь. Во-вторых, хотя Церковь видима, поскольку она пребывает на земле и к ней принадлежат все православные христиане, живущие на земле, в то же время она и невидима, поскольку она есть и на Небесах и к ней принадлежат все скончавшиеся в истинной вере и святости.

ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ЦЕРКОВЬ ОДНОВРЕМЕННО ПРЕБЫВАЕТ НА ЗЕМЛЕ И НА НЕБЕ?
Понятие о Церкви, пребывающей на земле и в то же время Небесной, утверждается на следующих словах Апостола Павла, обращенных к христианам: «приступисте (вы приступили) к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тмами Ангелов, торжеству и церкви первородных (к торжествующему собору и Церкви первенцев) на Небесех написанных, и Судии всех Богу, и духом праведник совершенных, и к Ходатаю Завета Новаго Иисусу» (Евр.12, 22–24).

КАК МЫ УДОСТОВЕРЯЕМСЯ В ПРЕБЫВАНИИ БЛАГОДАТИ В ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ?
Мы удостоверяемся в пребывании благодати Божией в истинной Церкви, во-первых, через то, что Глава ее есть Богочеловек Иисус Христос, исполненный благодати и истины и Тело Свое, т.е. Церковь, наполняющий благодатью и истиной (Ин.1, 14–17); во-вторых, через то, что Христос Спаситель обещал ученикам Своим Духа Святого, чтобы Он был с ними вечно, и что, согласно этому обещанию, Дух Святой поставляет пастырей Церкви (Ин.14, 16). Апостол Павел об Иисусе Христе говорит, что Бог Отец Того «даде Главу выше всех Церкви (поставил Его выше всего, Главой Церкви), яже есть тело Его» (Еф. 1:22–23). Тот же Апостол говорит пастырям Церкви: «Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа (которую приобрел) Кровию Своею» (Деян.20, 28).

КАКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ТОГО, ЧТО БЛАГОДАТЬ В ЦЕРКВИ БУДЕТ ПРЕБЫВАТЬ ВСЕГДА?
В том, что благодать Божия пребывает в Церкви доныне и будет пребывать до скончания века, удостоверяют нас следующие изречения Самого Господа Иисуса Христа и Его Апостола: «созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф.16, 18); «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века, аминь» (Мф.28, 20); «Тому (Богу Отцу) слава в Церкви во Христе Иисусе во вся роды века веков. Аминь» (Еф.3, 21).

ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ НАЗВАНА ЕДИНОЙ?
Церковь едина потому, что она есть одно духовное тело, имеет одного Главу – Христа и одушевляется одним Духом Божиим. «Едино тело, Един Дух, якоже и звани бысте во единем уповании (как вы и призваны к одной надежде) звания вашего: Един Господь, едина вера, в Едино Крещение, Един Бог и Отец всех» (Еф.4, 4–6).

КТО ЕСТЬ ИИСУС ХРИСТОС ПО ОТНОШЕНИЮ К ЦЕРКВИ?
Иисус Христос есть Единый Глава единой Церкви. Апостол Павел пишет, что для Церкви как здания Божия «основания... инаго никтоже может положити, паче лежащаго (кроме положенного), еже есть Иисус Христос» (1Кор.3, 9–11).
Поэтому для Церкви как Тела Христова не может быть иной Главы, кроме Господа Иисуса Христа. Церковь, которая должна пребывать во все роды (до скончания) века, требует и Главы, всегда пребывающего, а таковым является один Господь Иисус Христос. Поэтому и Апостолы называются не более как служителями Церкви (Кол.1, 24–25).

КАКУЮ ОБЯЗАННОСТЬ НАКЛАДЫВАЕТ НА НАС ЕДИНСТВЕННОСТЬ ЦЕРКВИ?
Единство Церкви налагает на нас обязанность «блюсти (сохранять) единение духа в союзе мира» (Еф.4, 3).

КАК ЕДИНСТВЕННОСТЬ ЦЕРКВИ СООТНОСИТСЯ С НАЛИЧИЕМ МНОГИХ ПОМЕСТНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ?
Церковь едина, однако есть многие Церкви отдельные и самостоятельные, например Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская. Это частные Церкви, или части Единой Вселенской Церкви. Самостоятельность видимого их устройства не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь Единого Главу – Христа и единый дух веры и благодати. Единство это выражается видимо, одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и Таинствах.

ЕДИНА ЛИ ЦЕРКОВЬ, ПРЕБЫВАЮЩАЯ НА ЗЕМЛЕ И ПРЕБЫВАЮЩАЯ НА НЕБЕ?
Без сомнения, существует также единство между пребывающей на земле и Небесной Церквами как в их отношении к Единому Главе, Господу нашему Иисусу Христу, так и согласно взаимному общению между той и другой.

КАК СООБЩАЕТСЯ ЦЕРКОВЬ НА ЗЕМЛЕ С ЦЕРКОВЬЮ НА НЕБЕ?
Средство общения Церкви, пребывающей на земле, с Церковью Небесной есть молитва веры и любви. Верующие, принадлежащие к Церкви, подвизающейся на земле, принося молитву Богу, призывают в то же время на помощь святых, принадлежащих к Церкви Небесной; и святые, находясь на высших степенях приближения к Богу, своими посредническими молитвами очищают, укрепляют и приносят к Богу молитвы верующих, живущих на земле, и по воле Божией благодатно и благотворно действуют на них или невидимой силой, или через свои явления, или иным образом.

Святитель Филарет Московский*

* Цитируется по книге: Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Святитель Филарет, митр. Московский и Коломенский. – М.: Сиб. Благозвонница, 158 с. Обложка. Цена 119 р.

Пространный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви составил по поручению Синода святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (память 19 ноября/2 декабря). Катехизис раскрывает основные понятия Православного вероучения, которые необходимо знать каждому христианину. Книга была написана в начале XIX в., но и сегодня она является одним из основных способов узнать, во что веруют православные христиане. Сам святитель Филарет так определял катехизис: «Православный катехизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души».

Эту книгу, а также другую православную литературу вы можете заказать по почте или с доставкой:
Православная книга почтой

На днях многие православные умы были взбудоражены якобы произошедшим «исправлением» Символа веры в книге «Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста с параллельным переводом на русский язык».

Книга вышла под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) в Москве в издательстве «Никея» в 2016 г. Шум был поднят на сайте «Благодатный огонь» в анонимной статье от 24.05.16 под заголовком, уровню «желтизны» которого позавидовали бы «Комсомольская правда» и «МК» вместе взятые:

«Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян».

К статье заботливо был прикреплен снимок разворота 112-113 страниц, содержащий на 112 странице 9-й член Никео-Цареградского Символа веры на славянском языке гражданским шрифтом («Во едину Святую, соборную и апостольскую Церковь»), а на 113 странице русский перевод (переложение) текста 112 страницы, включающий 9-й член Символа веры в такой редакции:

«В едину Святую, вселенскую и апостольскую Церковь».

«Итак, мы видим здесь не только наглую подмену, но по сути подсовывание вместо термина «вселенская», фактически, такого выдуманного еретиками свойства Церкви, как «экуменическая» (именно так этот термин будет звучать в переводе на большинство европейских языков)».

Оставим термин «наглый» на совести автора сего опуса, заметим только, что подобной эмоциональной окраски разворот 112-113 страницы вовсе не заслужил. Я лично, если бы редактировал этот перевод, оставил бы на 113 стр. слово «соборный», дабы не смущать никого. Автору этого опуса, на мой взгляд, вряд ли бы это помогло, потому что если человек ищет повод обвинить кого-то в ереси, то он этот повод обязательно найдет по известному анекдоту: «а всё равно мне твоя шляпа не нравится».

А теперь разберемся по сути:

Митрополит Иларион лишь редактор, и перевод на русский язык ему не принадлежит. Поэтому статья обманывает начиная с заголовка. Он как редактор счел такой перевод допустимым. Не более того. Зная занятость председателя ОВЦС, мне трудно поверить, что он лично занимался написанием этого текста.

Корректно ли переводить на русский язык 9-й член Никео-Цареградского Символа веры подобным образом?

Для отдельного русского перевода, а не подстрочника я не готов дать ответ. Для этого нужно быть богословом уровня Кирилла и Мефодия, наших славянских равноапостольных первоучителей. К счастью, вопрос так не стоит. Богослужение на русском языке в нашей Поместной Церкви в России не проводится. Именно поэтому и издано обсуждаемое пособие – для помощи в понимании церковнославянского языка, на котором совершается Божественная литургия. Очевидно, что к подстрочнику не стоит предъявлять тех же требований. Кстати, практика не нова: еще до революции подобные подстрочники издавались с грифом цензоров Святейшего и Правительствующего Синода. Но что уж точно некорректно, так это переводить русский подстрочник на европейские языки, минуя греческий оригинал. Поэтому никто в здравом уме не будет понимать «вселенское» в русском переводе как «экуменическое», как пугает нас автор странички. Проблема обратного перевода давно известна, и на эти грабли не будет наступать ни один профессиональный переводчик: «экуменический» и «кафолический» – два разных слова в греческом языке.

Как правильно перевести 9-й член Символа веры «ʾΕις μίαν, ʾΑγία, καθολικήν, και ʾαποστολικήν ʾΕκκλησίαν» на русский язык?

Здесь нужно обратиться к истокам самого термина «кафолический» («соборный» в славянском тексте Символа), которое как самостоятельный и нагруженный смыслом термин в полноте используется Аристотелем. Аристотель различал «общее» (το κοινον) и «универсальное» (το καθολου) (См. Орлов Е.В. Философский язык Аристотеля. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011 г. С. 201). К общему неприменим логический закон тождества, а к универсальному применим. Запомним это. Нам это различение пригодится.

Итак, слово «кафолический» возникло из двух греческих слов καθ’ (κατά) (в, на, по) и ὅλος (целый, цельный, полный, весь). Когда священномученик Игнатий Антиохийский († 107) писал смирнским христианам:

«Где будет епископ, там должен быть и народ, так как где Иисус Христос, там и кафолическая церковь»,

– он имел в виду, что поместная Церковь, собирающаяся вокруг епископа на Литургии не есть «кусочек» Церкви Христовой, но в каждой поместной Церкви в полноте присутствует Церковь, созданная Христом. То есть Церковь повсеместна, но не как общая для всех географически, но как одна и та же, тождественная для всех основанных апостолами и содержащих апостольскую веру общин.

Как пишет св. Ириней Лионский,

«Церковь, хотя рассеяна по всей вселенной даже до концов земли, но приняла от апостолов и от учеников их веру… Принявши это учение и эту веру, Церковь, хотя и рассеяна по всему миру, - как я сказал, - тщательно хранит их, как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у нее были одни уста. Ибо хотя в мире языки различны, но сила предания одна и та же. Не иначе верят, и не различное имеют предание Церкви, основанные в Германии, в Испании, в Галлии, на Востоке, в Египте, в Ливии и в средине мира. Но как солнце - это творение Божие - во всем мире одно и то же, так и проповедь истины везде сияет и просвещает всех людей, желающих прийти в познание истины».

«Поскольку веру оградили от еретиков и утвердили Вселенские соборы, и она просветила всю вселенную, то слово «кафолическую» можно перевести и как «вселенскую»»

Поэтому когда Церковь начали терзать страшные ереси, например, такая как ересь Ария, то христиане стали называть свою веру кафолической, указывая на то, что эта вера по всему, во всем и везде содержит единую веру Церкви, в отличие от лжеучения ариан. А немного позже они стали яснее говорить о ней как о православной (ортодоксальной, единомысленной), в отличие от гетеродоксии (то есть разномыслия) еретиков.

«Сия вера отеческая, сия вера православная: сия вера вселенную утверди», – исповедуем мы в праздник Торжества Православия. Именно эту православную веру и содержит единая, Святая, кафолическая и апостольская Церковь. Эту веру утвердили святые Вселенские соборы. Потому и Церковь в Символе веры получила в славянском переводе именование «соборной». Ведь соборы утвердили ту же самую веру, приняв которую от апостолов Церковь тщательно хранит, «как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у нее были одни уста». Но поскольку эту веру оградили от еретиков и утвердили Вселенские соборы, и она просветила всю вселенную, то слово «кафолическую» можно перевести и как «вселенскую».

Св. Иустин (Попович) в своей книге «Догматика Православной Церкви» оба этих перевода греческого слова «кафолический» сопрягает через запятую и пишет:

«Церковь и является соборной, кафолической, вселенской»

Что и сделано в обсуждаемом пособии «Божественная Литургия…», где на 112 странице «соборный», а на 113-й «вселенский».

Поэтому от всей души предлагаю всем благонамеренным чадам Русской Православной Церкви успокоиться! Никто в этом пособии не собирался предавать православие и вносить изменения в Никео-Цареградский Символ веры.

Кстати, очень многие неточно полагают, что изменения в Символ веры запретил вносить Третий Вселенский собор. Он запретил, конечно, вносить изменения, но не в Никео-Цареградский, а в первоначальный Никейский Символ веры, который не содержит членов о Церкви. Изменения в Никео-Цареградский Символ веры запретил вносить Свято-Софийский поместный собор 879 г. А более подробные, дополняющие и разъясняющие исповедания веры потом составили свт. Григорий Палама, свт. Марк Эфесский . Поэтому вера Церкви по-прежнему передается, исповедуется и хранится. В целом аналогичную неточность допускают и те, кто полагает, что слово «кафолический» в Символе веры можно исчерпывающим образом перевести на русский словом «соборный».

Так что защитникам православия хотелось бы предложить немного (лет, этак, 5) поучиться в семинарии, получить богословский диплом, выучить греческий, а потом ломиться в открытые двери, обвиняя в том, чего сами не понимают. Тем более что искушений в преддверии Всеправославного собора на Крите и так предостаточно.

Вконтакте

Этими святыми словами мы открыто и всенародно исповедуем свою веру в ту , которая приняла нас в свое материнское лоно в таинстве крещения, без которой немыслима для нас подлинная духовная жизнь. Церковь питает, врачует, поддерживает нас в трудных обстоятельствах земной жизни, охраняет нас от греховных падений и своей любовью и заботами сопровождает нас от колыбели, или во всяком случае от купели святого крещения, до самой христианской кончины.

Почему мы говорим, что именно веруем в святую ? Ведь верить можно лишь в то, чего мы не видим, не осязаем, что вообще выходит за пределы нашего обычного чувственного опыта. «Верою ходим, а не видением », – говорит св. апостол Павел ().

Очевидно, веруя в Церковь, мы имеем в виду не внешнюю, видимую, хорошо знакомую каждому посетителю храма сторону церковной жизни, а ее невидимую, духовную, сокровенную сущность. Приснопамятный митрополит Московский Филарет (Дроздов) в своем Пространном Христианском Катихизисе, ставит такой вопрос: «Как может быть предметом веры Церковь?» И отвечает на него так: «Хотя Церковь видима, но невидима усвоенная ей и освященным в ней благодать Божия, которая и есть собственно предмет верования в Церковь».

Вдумываясь в слова девятого члена Символа веры («Верую во едину святую соборную и апостольскую »), нельзя не обратить внимания на то место, которое они занимают в целом составе этого Символа.

В первых восьми членах Символа говорится о нашей вере в Бога, во Святую Живоначальную и Единосущную Троицу:

«Верую во Единаго Бога Отца, Вседержателя...»

«И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия...»

«И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца псходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима...»

И вслед за этим идут слова девятого члена: «Во едину святую соборную и апостольскую ».

Если мы хотим быть действительно православными христианами, подлинными членами Святой Православной Церкви, то нам надлежит со всем вниманием отнестись к тому учению о Церкви Христовой, которое она сама содержит о себе и которое усвоили от святых Апостолов – от тех, кого она в своей дивной молитве, читаемой на вечерне дня Св. Пятидесятницы именует «благовестниками благочестивая нашея веры и исповедниками и проповедниками истинного богословия» (молитва 3-я).

Св. апостол Павел неоднократно говорит о Церкви как о Теле Христовом (; и друг.). Православные богословы, употребляя более привичный для нас способ выражения, передают эту возвещенную Апостолом истину так: «Церковь есть богочеловеческий организм, возглавляемый Господом Иисусом Христом и одушевляемый Духом Святым».

В этом таинственном Теле Христовом существует самое тесное неразрывное единение между Божественным Главой и Основателем Церкви Господом Иисусом Христом и верующими в Него людьми. «По выражению св. Иоанна Златоуста , Церковь есть единое тело, к ней принадлежат все верующие, «живущие, жившие... а также угодившие Богу до пришествия Христа» (см.: Прот. Л. Воронов. Богословские основы православного понимания экуменизма, прим. 27-е).

Особенно ярко проявляется и переживается это неразрывное единение в литургической, богослужебной жизни, центром которой является Святая Евхаристия.

Здесь происходит доступное каждому, в меру его благочестивой настроенности, таинственное общение с Главой Церкви Господом Иисусом Христом – чрез причащение Его Пречистого Тела и Его животворящей Крови.

Здесь имеет место п общение земной Церкви с небесной – с «духами праведников, достигших совершенства " ().

Здесь совершается предстояние пред Богом всех, как живых, так и умерших членов Церкви, пребывающих в молитвах друг за друга – во исполнение заповеди о любви (Ии. 13:2, 34–35).

С чувством великой ответственности за свое поведение, будем бережно хранить и возгревать в наших сердцах полученный нами дар непорочной православной веры. Будем готовы всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, »дать ответ с кротостью и благоговением " ().

И пусть одной из важнейших забот наших станет верность святому Православию и о его утверждении и процветании:

«Премилосердый и Всесильный Господи! Буди милостив нам, укрепи нас в правоверии силою Твоею, заблуждающим же просвети разумный очи светом Твоим Божественным, да уразумеют Твою истину» (молитва из Чина Недели Православия). «И в первых помяни Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже стяжал еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи... умножи, умири, и непребориму адовыми враты во веки сохрани» (из Утренних молитв). Аминь.


ТОЛКОВАНИЕ УТРЕННИХ МОЛИТВ

Символ веры

1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5 И воскресшаго в третий день по Писанием. 6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10 Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11 Чаю воскресения мертвых, 12 и жизни будущаго века. Аминь.

Веровать в Бога - значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого. Бог есть един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. В Символе веры Бог называется Вседержителем , потому что все, что ни есть, Он содержит в Своей силе и Своей воле. Слова Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым означают, что все сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. Слово невидимым указывает, что Бог сотворил невидимый, или духовный, мир, к которому принадлежат Ангелы.

Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Он назван Господом , потому что Он есть истинный Бог , ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. Сын Божий назван Иисусом , то есть Спасителем, это имя наречено самим Архангелом Гавриилом. Христом , то есть Помазанником, назвали Его пророки - так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Иисус, Сын Божий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежат ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным , потому что Он только один есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он - единого существа с Богом Отцом. В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Сказано прежде всех век , чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было. Слова Света от Света некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества. Слова Бога истинна от Бога истинна взяты из Священного Писания: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5, 20). Слова рожденна, несотворенна прибавлены святыми отцами Вселенского собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом. Слова Имже вся быша показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною премудростию Своею и вечным Словом Своим. Нас ради человек и нашего ради спасения - Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю не для одного какого-либо народа, а вообще для всего рода людского. Сшедшаго с небес - как сам о себе говорит: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3, 13). Сын Божий вездесущ и потому всегда был на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом. Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою прежде зачатия, так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девой. Слово вочеловечшася прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного человека, состоящего из тела и души. Иисус Христос был распят за нас - Он крестною смертию Своею избавил нас от греха, проклятий и смерти.

Слова при Понтийстем Пилате указывают на время, когда Он был распят. Понтий Пилат - римский правитель Иудеи, которая была покорена римлянами. Слово страдавша прибавлено, чтобы показать, что распятие Его было не одним видом страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучителя, но подлинное страдание и смерть. Он страдал и умер не Божеством, а человеком, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что восхотел пострадать. Слово погребен удостоверяет, что Он действительно умер и воскрес, ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу и запечатали гроб. И воскресшаго в третий день по Писанием - пятый член Символа веры учит, что Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых, как написано о Нем у пророков и в псалмах, и что Он воскрес в том же теле, в котором родился и умер. Слова по Писанию означают, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца - эти слова заимствованы из Священного Писания: Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф. 4, 10). Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах (Евр. 8, 1). Слова седяща одесную , то есть сидящего с правой стороны, надо понимать духовно. Они значат, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца - Священное Писание так говорит о будущем пришествии Христовом: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 11).

Дух Святый называется Господом , потому что он, как и Сын Божий, - истинный Бог . Дух Святой называется Животворящим , потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает тварям жизнь, людям же в том числе и духовную: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Дух Святой исходит от Отца, как говорит об этом Сам Иисус Христос: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15, 26). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном - Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). В Символе веры сказано, что Дух Святой глаголал через пророков - это основано на словах апостола Петра: никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21). Причастным Духу Святому можно сделаться через таинства и усердную молитву: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13).

Церковь едина , потому что Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4, 4–6). Церковь Святая , потому что Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5, 25–27). Церковь Соборная , или, что то же, кафолическая, или Вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов. Церковь Апостольская , потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной , или Правоверующей .

Крещение - это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино , потому что оно есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды.

Воскресение мертвых - это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны.

Жизнь будущаго века - это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего cуда Христова.

Слово Аминь , завершающее Символ веры, означает «Истинно так». Церковь хранит Символ веры с апостольских времен и будет хранить его вечно. Никому и никогда нельзя ни убавить, ни добавить что-либо к этому Символу.

Похожие публикации