Служба собору вятских святых. Вятские святые. Собор Вятских святых

Про-слав-ле-ние со-бо-ра Вят-ских свя-тых со-сто-я-лось в свя-зи с празд-но-ва-ни-ем 350-ле-тия Вят-ской епар-хии в день па-мя-ти пре-по-доб-но-го Три-фо-на Вят-ско-го , 21 ок-тяб-ря 2007 го-да, в Успен-ском ка-фед-раль-ном со-бо-ре Три-фо-но-ва муж-ско-го мо-на-сты-ря. Празд-но-ва-ние со-бо-ра бы-ло уста-нов-ле-но на тот же день. Сре-ди про-слав-ля-е-мых в нем угод-ни-ков Бо-жи-их:


  • Прп Три-фон Вят-ский († 1612, па-мять 8 ок-тяб-ря)

  • Блж. Про-ко-пий Вят-ский († 1627, па-мять 21 де-каб-ря)

  • Прп. Лео-нид Усть-не-дум-ский († 1654, па-мять 17 июля)

  • Прп. Сте-фан Филей-ский († 1890)

  • Сщ-мч. Ни-ко-лай (По-дья-ков), прот. († 1918)

  • Сщ-мч. Про-ко-пий (По-пов), прот. († 1918)

  • Сщ-мч. Ана-то-лий (Ива-нов-ский), свящ. († 1918)

  • Сщ-мч. Вик-тор (Усов), свящ. († 1918)

  • Сщ-мч. Ми-ха-ил (Ти-хо-ниц-кий), свящ. († 1918)

  • Прп. Мат-фей Яран-ский († 1927)

  • Исп. Вик-тор (Ост-ро-ви-дов), еп. Гла-зов-ский († 1934)

  • Мц. Ни-на (Куз-не-цо-ва) († 1938)

  • При-сп. Алек-сандр (Ору-дов), ар-хим. († 1961, па-мять 14 ав-гу-ста, 5 сен-тяб-ря)

Киров (Вятка), расположен на реке Вятке, в 896 км к северо-востоку от Москвы. Город считается меховой и торфяной столицей России.

Киров (Вятка) был основан в 1181 г. новгородцами. В одно время этот город являлся даже главной резиденцией Суздальских князей. В 15 веке в городе был возведён деревянный кремль, а бывшая Вятка переименована в Хлынов. В конце этого века город перешёл под власть государства Московского, а в начале 18 века был отнесён сперва к Сибирской губернии, а затем к Казанской. Обратно в Вятку город переименовали при Екатерине II, одновременно образовав Вятскую губернию. С тех пор он быстро развивался, и в 19 веке жизнь здесь уже била ключом. Революционные события и воцарение власти Советов в этом смысле мало повлияли на город; разве что в 1934 г. он получил новое — и последнее на сегодняшний день — имя. Да ещё иностранцев перестали сюда пускать: в Кирове вовсю работали предприятия оборонной промышленности, а также был открыт военно-биологический институт. В 1950-е и 1970-е гг. население Кирова резко возрастало и сегодня уверенно подбирается к полумиллиону человек .

С 1934 года город Киров носил имя С. М. Кирова, активного участника Октябрьской революции при этом сам Киров в этом городе (в то время называемым Вятка) ни разу не был.


12 декабря 1993 года, вместе с референдумом по принятию в России новой Конституции, в Кирове был проведён опрос населения по поводу возвращения городу названия Вятка. Большинством голосов решение о переименовании было отклонено . В 1997 году был организован повторный опрос горожан по этому же вопросу, показавший, что мнение горожан не изменилось.

Ещё один интересный революционный факт, большинство личного состава крейсера "Аврора" составляли уроженцы города Вятка.

Несмотря, что название города Киров существует с 1934 года, сам город старинный с огромным количеством достопримечательностей, с множеством музеев, с хорошо сохранившимся историческим центром. С 1970 г. Киров гордо носит звание исторического города России, что вполне понятно: здесь находится около 35 памятников одного только федерального значения. Лишь ради одного археологического памятника под Котельничем, где уже откопали (и продолжают откапывать) несметное количество костей динозавров, многочисленные туристы спешат в Киров.

Город Киров (Вятка), это ещё и город богатого духовного значения . Во-первых, здесь много прекрасных церквей и храмов.



Так, будучи в городе, нельзя обойти вниманием с прекрасными Успенской и Никольской церквями.
Мужская обитель во имя Успения Пресвятой Богородицы в городе Кирове. Монастырь основан святым Трифоном Вятским в 1580 году по граммоте царя Ивана грозного.

Отсюда берёт своё начало один из самых больших крестных ходов России, Великорецкий, начинается и заканчивается в Кирове , в Успенском соборе Свято-Успенского Трифонова монастыря. Он добирается до села Великорецкого и возвращается обратно, проходя полторы сотни километров.

Проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца ежегодно с 3 по 8 июня.


В Кирове большая католическая община, а потому с 1903 года существует католический храм Пресвятого Сердца Иисуса, в храме ныне открыт органный концертный зал, а приход совершает службы в церковном доме.

Сама история католиков Кирова очень трагическая. В 1937—1938 годах все активные вятские католики были репрессированы, священник с литовскими корнями Франциск Будрис расстрелян. Священника увезли в Уфу сильно били на допросах, требуя признания в том, что он французский шпион, и даже держали на снегу, так что он отморозил ноги и получил воспаление легких. Однако каждый раз, возвращаясь в камеру, о. Будрис постоянно молился, всячески поддерживал сокамерников, повторяя: «Бог нас не оставит"".В 2003 году начался сбор документов о канонизации священника Франциска Будриса в лике святых .

Только в 90е годы приход возобновил свою деятельность, но город отказывается передавать церковь общине. Несколько раз католики получали возможность провести мессу в здании храма, несмотря на противодействие администрации концертного зала.
В городе очень много храмов. Одна из красивейших, это церковь Св. Пантелеймона.


В Кирове имеется и армянская церковь Христа Всеспасителя, выстроенную в 2003 г. На богослужения в неё собирается несколько сотен человек.

Женский монастырь в Вятке был основан в 1624 году, однако на протяжении всей своей истории был второстепенным в тени главного Успенского мужского монастыря. После советского запустения монастырь сегодня больше похож на обычный старый квартал.

Киров, это ещё и духовный центр старообрядчества , а потому в городе имеется молельный дом старообрядцев.
Ну и конечно же имеется Соборная мечеть и для мусульман .


Собор Серафима Саровского


В городе Кирове и Вятской епархии имеются следующие святыни: Свято-Успенский Трифонов монастырь : преп. Трифон Вятский (XVI в.). Свято-Троицкий женский монастырь : свт. исп. Виктор Глазовский (ХХ в.). Серафимовский храм : список «Великорецкой» иконы свт. Николая. Филейское кладбище : могила преп. Стефана Филейского (XIX в.). Храм Св. Новомучеников и Исповедников Российских на Филейке: икона муч. Пантелеимона Целителя (келейный образ преп. Стефана).

ЯРАНСК . Часовня на кладбище: преп. Матфей Яранский (ХХ в.).

ОРЛОВ . Кладбище : могила сщмч. Михаила Тихоницкого (ХХ в.).

Конечно, самый великий святой для этой земли, это святой преподобный архимандрит Трифон Вятский , уроженец Архангельской области, живший в 16-17 веках. Монах с 22 лет, основатель двух Успенских монастырей. Вёл аскетически суровой образ жизни, что не всегда нравилось монахам, которые не выдерживали строгости и выгоняли своего же архимандрита из монастыря. Ему приходилось уходить жить на Соловки и в Коряжемский монастырь.
Интересный факт, что этот святой бывал в казани и встречался там с будущим Патриархом Ермогеном и предсказал ему патриаршество и мученическую кончину. Потом Святой Трифон получил исцеления руки от мощей святого преподобного отрока Артемия Веркольского . И сам Трифон встречался со святым блаженным Прокопием Вятским , когда тому ещё было от роду 12 лет и смог исцелить его от болезни .
Умирать Св.Трифон пришёл сюда же в современный ныне город Киров и просил монахов изгнавших его из родной созданной им же обители, дать ему последний приют. В своём предсмертном завещании святой Трифон заповедовал ни кого и ни когда не осуждать, молиться в кельи со страхом божьим, ни когда не пропускать церковных служб, вначале отдавать Божие Богу, а потом уже заниматься другими личными делами .


Множество людей получало исцеления от молитвы ко святому, не случайно в каноне этому святому есть такие слова: "О, чудо предивное, только от одного призыва, болящии принимают исцеления твоим явлением, преславный Трифоне, от бед и напастей освобождаются твоими к Богу молитвами.
Не забудь посещать своих чад, поминай нас чтущих святую память твою, да мы все с благодарностью поём тебе, радуйся премудрый Трифон, наставник всех монахов.
Сегодня мы твою память, всечестный наш отец преподобный Трифон, совершаем, пришёл к тебе всякий возраст, требовать твоей помощи и заступления. Усердно просим тебя, поминай всех нас у престола Господа Славы, чтущих священную память твою
".



А ещё Киров — родина дымковской игрушки.

Интересный факт, Главная башня Московского кремля , на которой установлены куранты — Спасская башня , была названа в честь вятской иконы Спаса Нерукотворного , доставленной из Хлынова в Москву крестным ходом в 1647 году , а один из приделов Храма Василия Блаженного — в честь другой вятской святыни — Великорецкого образа святителя Николая .



В Кирове старые особняки и жилые дома в историческом центре тоже выглядят очень интересно. Чего стоит один дворец, который был возведён Чарушиным для купца Булычева!
Но в городе достаточно и менее вычурных, но от этого не менее интересных домов 19 века, а также любопытных советских построек. Можно, к примеру, обратить внимание на здание музейно-выставочного центра «Диорама»; если не зайти внутрь, чтобы полюбоваться картиной, то хотя бы оглядеть асимметричное здание со скульптурой «Бегущей по волнам» снаружи, гуляя по обширному парку им. Кирова.



Киров — город большой, но достаточно зелёный. Здесь есть несколько прекрасных парков — тот же Кирова, или Александровский публичный сад с красивой ротондой, или парк им. Гагарина. Ещё есть интересный ботанический сад, где особенно понравится любителям лилий и пионов.


А ещё — горнолыжный центр практически в центре города.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в 1848-1855 годах отбывал в Вятке ссылку . Что стало прототипом города Глупова — Рязань и Тверь, где он был вице-губернатором, или Вятка, куда он попал не по своей воле, спорят до сих пор. Как бы то ни было, простенький деревянный домик в 1968 году стал музеем. Правда, личных вещей писателя не сохранилось, а интерьеры воссозданы — но вполне передают дух эпохи.

Яко образы добродетелей и молитвы плод богодарованный земля Вятская приносит Ти, Господи Боже, вся святыя в той пожившия и просиявшия, тех молитвами и Богородицы соблюди ненаветно отечество наше.

Днесь земля Вятская ликует, прославляя вся зде Богу угодившия, тии ныне предстоят в Церкви и со всеми святыми за ны молятся Вышнему, даровати нам велия милости.

Молитва собору Вятских святых

О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии подвиги своими землю Вятскую освятившии и телеса своя в ней оставльшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне в день общего торжества мы грешнии меньшия братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение. Величаем ваши великия подвиги, ублажаем ваше святое житие, прославляем ваша великия чудеса, восхваляем вашу богоподражательную любовь. Вси святии сродницы наши от дней великаго Трифона преподобнаго архимандрита Вятского до последних времен подвизавшияся и просиявшия, помяните немощь нашу и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего да и мы безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры в пристанище вечного спасения достигнем и в блаженных обителях горняго отечества вкупе с вами и со всеми святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Ему же со Превечным Отцем и Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех во веки веков. Аминь.

Собор Вятских святых

Житие

Про-слав-ле-ние со-бо-ра Вят-ских свя-тых со-сто-я-лось в свя-зи с празд-но-ва-ни-ем 350-ле-тия Вят-ской епар-хии в день па-мя-ти пре-по-доб-но-го Три-фо-на Вят-ско-го, 21 ок-тяб-ря 2007 го-да, в Успен-ском ка-фед-раль-ном со-бо-ре Три-фо-но-ва муж-ско-го мо-на-сты-ря мит-ро-по-ли-том Вят-ским Хри-сан-фом. Празд-но-ва-ние со-бо-ра бы-ло уста-нов-ле-но на тот же день. Сре-ди про-слав-ля-е-мых в нем угод-ни-ков Бо-жи-их:

  • Прп Три-фон Вят-ский († 1612, па-мять 8 ок-тяб-ря)
  • Блж. Про-ко-пий Вят-ский († 1627, па-мять 21 де-каб-ря)
  • Прп. Лео-нид Усть-не-дум-ский († 1654, па-мять 17 июля)
  • Прп. Сте-фан Филей-ский († 1890)
  • Сщ-мч. Ни-ко-лай (По-дья-ков), прот. († 1918)
  • Сщ-мч. Про-ко-пий (По-пов), прот. († 1918)
  • Сщ-мч. Ана-то-лий (Ива-нов-ский), свящ. († 1918)
  • Сщ-мч. Вик-тор (Усов), свящ. († 1918)
  • Сщ-мч. Ми-ха-ил (Ти-хо-ниц-кий), свящ. († 1918)
  • Прп. Мат-фей Яран-ский († 1927)
  • Исп. Вик-тор (Ост-ро-ви-дов), еп. Гла-зов-ский († 1934)
  • Мц. Ни-на (Куз-не-цо-ва) († 1938)
  • При-сп. Алек-сандр (Ору-дов), ар-хим. († 1961, па-мять 14 ав-гу-ста, 5 сен-тяб-ря)

Молитвы

Тропарь Собору Вятских святых

Я́ко о́бразы доброде́телей/ и моли́твы плод богодарова́нный/ земля́ Вя́тская прино́сит Ти, Го́споди Бо́же наш,/ вся святы́я в той пожи́вшия и просия́вшия,/ тех моли́твами и предста́тельством Богоро́дицы// соблюди́ ненаве́тно оте́чество на́ше.

Перевод: Как примеры добродетелей и плод молитвы богодарованный земля Вятская приносит Тебе, Господи Боже, всех святых в ней живших и просиявших, по молитвам их и Богородицы сохрани в безопасности от ухищрений (вражеских) отечество наше.

Кондак Собору Вятских святых

Днесь земля́ Вя́тская лику́ет,/ прославля́ющи вся зде Бо́гу угоди́вшия,/ ти́и бо ны́не предстоя́т в Це́ркви/ и со все́ми святы́ми за ны мо́лятся Вы́шнему,// дарова́ти нам ве́лия ми́лости.

Перевод: Сегодня земля Вятская радуется, прославляя всех здесь Богу угодивших, которые сейчас предстоят в Церкви и со всеми святыми молятся о нас Всевышнему даровать нам великие милости.

Молитва Собору Вятских святых

О, всеблаже́ннии и богому́дрии уго́дницы Бо́жии по́двиги свои́ми зе́млю Вя́тскую освяти́вшии и телеса́ своя́ в ней оста́вльшии, душа́ми же свои́ми Престо́лу Бо́жию предстоя́щии и непреста́нно о ней моля́щиися! Се ны́не в день о́бщаго торжества́ мы, гре́шнии, ме́ньшая бра́тия ва́ша, дерза́ем приноси́ти вам сие́ хвале́бное пе́ние. Велича́ем ва́ши по́двиги, ублажа́ем свято́е житие́, прославля́ем ди́вная чудеса́ и восхваля́ем богоподража́тельную любо́вь. О, сро́дницы на́ши, от дней Три́фона преподо́бнаго, архимандри́та Вя́тскаго, до после́дних време́н подвиза́вшияся и просия́вшия! Помяни́те не́мощь на́шу и испроси́те у Христа́ Бо́га ми́лости, да и мы, преплы́вше жите́йскую пучи́ну и невреди́мо соблю́дше сокро́вище ве́ры, в приста́нище ве́чнаго спасе́ния дости́гнем и в блаже́нных оби́телех Го́рняго Оте́чества вку́пе с ва́ми и со все́ми святы́ми водвори́мся благода́тию и человеколю́бием Спаси́теля на́шего Го́спода Иису́са Христа́, Ему́же со Преве́чным Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом подоба́ет непреста́нное славосло́вие и поклоне́ние от всех во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Предмет Искусство (музыка) – 8 класс

Тема: «Святые земли Вятской».

Тип урока : урок изучения и закрепления нового материала, путешествие по родному краю.

Проблема : каких святых вятской земли мы знаем, какими качествами должен обладать святой человек.

Задачи : создать условия для формирования образа Святых земли Вятской, узнать какими качествами должны обладать святые, показать их неоценимую роль в формировании духовного облика вятской земли.

Понятия : икона,святые, преподобный, блаженный, святитель, язычество, христианство, мощи, заповедь, Великорецкий крестный ход, священноисповедник, священномученник, святой.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (беседа, сообщение, самостоятельная работа с текстом, пословицами, словом).

Используемая наглядность : компьютерная презентация

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

Предметные результаты:

Узнают понятия : святые, преподобный, блаженный, святитель, мощи, священноисповедник, священномученник, святой.

Научатся : узнавать образы святых, объяснять, что их объединяет и чем они отличаются друг от друга, эмоционально выражать свое отношение к святым, находить в тексте особенности жизненного пути святых, участвовать в коллективном воплощении образов святых, выражая свое мнение в общении со сверстниками, учителем, рассуждать о значении вятских святых в формировании духовного облика нашей малой родины.

Универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные : выполнять учебные действия в качестве слушателя, понимать цель выполняемых действий, вносить коррективу в свою работу, анализировать результаты собственной и коллективной работы, выражать в словесной форме образ святого.

Познавательные : использовать общие приемы решения задач, осуществлять поиск необходимой информации, уметь давать характеристику образа святого, рассуждать о значении святых в формировании духовного облика вятской земли.

Коммуникативные : проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, работать в паре, группе, слушать собеседника, отвечать на вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем, быть терпимым к чужому мнению.

Личностные результаты:

Представлять образ святого, образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие Вятки, демонстрировать позицию активного слушателя, владеть навыками оценки и самооценки своей деятельности, проявлять познавательный интерес к вятским святым, понимать чувства вятских святых и сопереживать им, понимать связь духовно-нравственного содержания в жизни земли Вятской, проявлять устойчивое положительное отношение к урокам краеведения.

Домашнее задание (предварительное):

1ученик (сообщение): «Великорецкий крестный ход».

2 ученик (сообщение): «С вященноисповедник Виктор – епископ Вятский и Глазовский».

3 ученик (сообщение): «Священномученник Михаил Тихоницкий».

4 ученик: выучить стихотворение «Святой».

Ход урока

I . Организационный момент.

Приветствие. Организационное слово учителя. Проверка готовности детей к уроку.

II . Целеполагание и мотивация.

Ребята, посмотрите на следующий слайд (слайд 1 ). Что на нём вы видите? (иконы)

А что такое икона? (изображение святого или события из священного писания)

А каких святых вы знаете? (Николай Чудотворец, Серафим Саровский, Александр Невский, Ксения Петербургская, Прасковья Пятница, великомученик и целитель Пантелеймон и другие святые )

Молодцы. На Руси всегда понимали, ценили и почитали икону. Для православных людей икона в доме - главная святыня. Перед иконами совершаются все важнейшие события в жизни русской семьи. Освящённые, намоленные иконы берегут в доме мир и покой.

Невозможно представить православный храм или дом без икон. Только нужно помнить, что, когда мы молимся перед образом Спасителя, Божией Матери или святого мы молимся не иконе, а первообразу – Богу или святому, который на ней изображен.

Итак, как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (о святых )

А изучаете, вы какой предмет? (краеведение )

Поэтому как называется тема нашего урока? (Святые Вятки )

Итак, тема нашего урока – Святые земли Вятской – слайд 2 (учащиеся записывают тему в лист знаний, который вклеят в тетрадь дома).

III . Актуализация знаний.

- Как вы думаете, кто такие святые? (это люди, которые вели правильную жизнь, угодили Богу).

Правильно. Живя на земле, они угодили Богу своей праведной жизнью. Они любили Бога, любили людей, исполняли заповеди Божии. Вера преобразила этих людей и навсегда соединила с Богом. Им тоже можно молиться.

Самих же святых называют по-разному: преподобные, святители, блаженные. Называют их так потому, что у каждого из них была своя жизнь, свои подвиги (слайд 3 ).

А что означает слово преподобный? (очень подобный, подобный святым, Богу )

Правильно. Это люди, которые в монастырях и в пустынях проводили свою жизнь в посте и молитве. А блаженные? (безумные, юродивые; те, кто ведут праведный образ жизни, обладают даром прорицания; благо ищет, в мире горним живет, например Василий Блаженный).

- А что означает слово святитель? (просвещенный, несет свет людям, свет веры, правду, святой монах )

Когда же появились святые в нашей стране? Давайте вспомним историю (слайд 4 ). Какая религия была изначально на Руси? (язычество )

Что означает язычество? (люди поклонялись богам стихийных сил природы, воевали и враждовали друг с другом)

А каким образом возникло христианство? (князь Владимир (слайд 5 ) решил объединить всех людей, решил выбрать веру в единого Бога. Сначала князь Владимир был крещен сам, а затем и все жители русских сел и городов).

IV . Изучение нового материала.

Ну а сейчас я предлагаю вам узнать о вятских святых (слайд 6 ), выполнив таблицу. Для этого вы распределитесь по рядам: 1 ряд - Преподобный Трифон вятский; 2 ряд – Блаженный Прокопий; 3 ряд - Святитель Никола Великорецкий , в ходе работы будет заполнена таблица в листе знаний.

Таблица Святые земли вятской

Родина - село Малая Немнюжка

Родина – деревня Корякинская, около города Хлынова

Родина - Ликия (римская провинция) Малая Азия

Имя в миру - Трофим Подвизаев

Имя в миру – Прокопий Плушков

Имя в миру - Николай Марликийский

Событие - в юности, после проповеди священника решил посвятить себя служению Богу

Событие - на поле в него попала молния, и он повредился умом, исцеление Трифоном вятским,

Событие - был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь

основатель Трифонова монастыря

подвиг юродства - предугадывал выздоровление или смерть больных, предупреждал о пожарах

благотворительность, чудеса, умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных, покровитель земледельцев, моряков и путешествующих,

Великорецкий крестный ход

мощи в раке Успенского собора Трифонова монастыря

мощи в Успенском соборе Трифонова монастыря

мощи в базилике святого Николая в Барии (южная Италия)

Ребята зачитывают ответы в таблице – 1 группа (слайд 7-8 )

Молодцы. Бог наставил преподобного Трифона идти в Вятскую землю. Когда он достиг реки Вятки, то вся природа радовалась святому: вода, освященная молитвой, стала сладка, деревья склонялись, приветствуя его. Здесь он усердно молился перед Великорецким чудотворным образом Святителя Николая Мирликийского, помня о его помощи в начале своего пути, когда болел. Тогда ему было 22 года, он только принял постриг. Более 40 дней не мог он подняться, не спал и не ел. Однажды, когда он был в забытьи, ему явился старец в светлой одежде, с крестом в руках. Это был Святитель Николай Мирликийский. «Встань и ходи», - сказал великий Чудотворец, благословив больного крестом. И он встал.

Горожане полюбили незнакомого странника, и когда он обратился к ним с просьбой основать монастырь за рекой Засорою, согласились и послали преподобного за разрешением к Митрополиту Московскому и всея Руси Антонию. Преподобный в Москве был посвящен в сан священника, вернулся в Хлынов, с грамотой на землю для монастыря. Много препятствий было при строительстве обители. Когда собралось до 40 иноков и храм стал тесен, горожане помогли построить новую большую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Преподобный все передавал на нужды обители, которая росла и крепла.

Скажите, а чем знаменит Успенский собор Трифонова монастыря? (в соборе хранилась Евангелие, писанное прп. Трифоном, его вериги и посох из черного дерева, мощи преподобного)

Ребята, а что такое мощи? (кости ). Мощи – это нетленные останки святых, которые хранятся в специальных раках – ковчегах, мощные, сильные кости (слайд 9 ).

Мощи от слова мощь, т.е. сила. От святых мощей исходит большая исцеляющая сила. Но вот только исцеляет Господь молитвами святого далеко не каждого. Как вы думаете, почему? (человек грешен, плохо себя ведет, ненависть, воровство, зло )

По православному вероучению, причина болезней – нарушение Божьих заповедей: непочитание родителей, зависть, обиды, обман, клевета, злоба, ненависть, воровство, своеволие… Исцеление получают те люди, которые осознали причину своих болезней и поняли, что жить, творя зло, нельзя.

А теперь, я предлагаю перейти к святому Блаженному Прокопию (слайд 10 ).

Зачитывают ответы в таблице (слайд 11)

30 лет находился блаженный Прокопий Вятский в юродстве. Несомненно, что преподобный Трифон Вятский и блаженный Прокопий были связаны крепкими духовными узами. Блаженный Прокопий Вятский был с честью погребен в Вятском Трифоновом Успенском монастыре. В 17 в. одна девушка из Слободского уезда, Марфа Тимофеева, была сильно больна. После молитвы в Вятском Успенском монастыре ей было видение: два святых предстали перед ней, обещали исцеление; вскоре она выздоровела.

- И остается 3 ряд - святитель Никола Великорецкий – слайд 12 (зачитывают ответы в таблице ).

Правильно, он пр ославился многими подвигами и чудесами, много занимался благотворительностью. Почти семнадцать веков прошло после кончины Мирликийского чудотворца, но не ослабела народная любовь к нему, не померкла со временем его слава. Тысячи храмов посвящены святителю, написано множество икон с изображением святого, среди которых прославились чудотворные и особо чтимые образы.

А скажите ребята, как называется знаменитый крестный ход Вятской земли (великорецкий крестный ход, село Великорецкое).

Сообщение ученика 1.

С 3 по 8 июня в Кировской области проходит Великорецкий крестный ход. За 5 дней пути паломники проходят 150 км. Великорецкому крестному ходу более 600 лет. Он посвящен явлению образа Николая Чудотворца на берегу реки Великой.

Легенда гласит, что в 1383 году на высоком берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая (слайд 13 ). Вскоре от иконы начались исцеления и чудотворения. Общими усилиями построили крестьяне на месте явления иконы часовню, а позже началось строительство храма.

Беспокойство за Святыню побудило вятичей в 1392 году перенести образ с берегов реки Великой в город Хлынов. Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место её явления (слайд 14 ). Так родилась одна из самых давних традиций вятской земли - Великорецкий крестный ход. Крестный ход изначально совершался по рекам Вятке и Великой в конце мая по старому стилю. В конце 18 века был утвержден (слайд 15 ) сухопутный маршрут. На пути крестного хода встали древние вятские села: Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Медяны, Филейское и др.

В 2013 году по подсчетам число паломников составило 32000 человек(слайд 16 ).

Молодцы ребята. В 20 веке у церкви, как и у представителей других религий России, была трудная судьба. В 1917 г. в России произошла революция, царь Николай 2 был свергнут. Власть в стране захватила партия большевиков, враждебно настроенная в отношении любой религии. Православные храмы закрывали и разрушали, иконы уничтожали, многие верующие, представители духовенства были сосланы и даже убиты.

А кого из священноисповедников вы знаете?

Сообщение ученика 2 (слайд 17).

Например, священноисповедник Виктор – епископ Вятский и Глазовский известен тем, что остался верен Богу не отказался от него в годы советской власти. Даже, когда находился на Соловках он был благодушен, с любовью относился к другим. Очень вятских людей любил и говорил: «Хоть бы мертвым меня мимо Вятки пронесли». В 1997 г. Его мощи в селе Нерице (Коми) обрели, и затем вспомнили, что он говорил – и привезли в Вятку. Сейчас его мощи находятся в Спасо-Преображенском женском монастыре. Над мощами та самая икона Спасителя, перед которой владыка молился до конца своих дней.

Так, что значит священноисповедник? (те, кто открыто исповедовал христианскую веру во время гонений и сам был гоним, но не претерпел мученической смерти ).

Правильно, он трудностей не испугался, верным Богу остался. А теперь перейдем к священномученнику.

Сообщение ученика 3 (слайд 18).

Священномученник Михаил Тихоницкий за веру не только пострадал но и жизнь отдал. Почти 40 лет отслужил в Орлове. Один без матушки 6 детей поднял. 2 сына стали архиереями, третий - учителем в Прибалтике. 3 дочерей – талантливыми учителями. А убили его большевики в 1918 году за службу церковную.

- Так кто такие мученики? (христиане, которые за свою веру приняли мечение и смерть).

V . Осознание и осмысление учебной информации.

- Ребята, а каких ещё святых нашей области вы уже знаете? (смотрят материал прошлого урока : преподобный Стефан Филейский, Преподобный Матфей Яранский, Преподобный Леонид Устьнедумский и отвечают:

- Преподобный Стефан Филейский (слайд 19) основал на Филейке Александро-Невский монастырь. Молиться умел, книги писал, детей и монахов учил, больных лечил. Свою любимую икону целителя Пантелеймона нам оставил.

- Преподобный Матфей Яранский (слайд 20) был учеником Стефана Филейского, правильно жил все делал по совести. Основал Пророенский монастырь в Яранске, в 1921 г. монастырь закрыли, а Матфей продолжал людей принимать, до последних дней жизни батюшка ближним служил.

- Преподобный Леонид Устьнедумский (слайд 21) родом был из пошехонских крестьян с Новгорода в 50 лет монахом стал, Богородица ему во сне 4 раза приходила, велела на реке Лузе храм воздвигнуть. Так он и сделал. 103 года прожил. Все успел .

Как вы считаете, случайно ли Богородица к нему во сне приходила и что он так долго прожил? (не случайно, потому что Богу и людям служил, за чистоту души, за веру).

VI . Закрепление учебной информации.

А теперь я предлагаю вам выполнить работу с пословицами – слайд 22 .

Перед вами начала пословиц, подберите к ним окончания и объясните их смысл:

Жизнь дана… (на добрые дела)

Добро творить -… (себя веселить)

Доброе дело … (без награды не останется)

Добра желаешь, … (добро и делай)

Ребята, попробуйте подобрать однокоренные слова со словом святой? (Святой - , светлый, , делающий добро, свято, свят, свет, божественный свет)

А как вы считаете, какими качествами должен обладать святой? (доброта, честность, порядочность, чистота, любовь ко всему живому, вера в Бога) – слайд 23 .

VII . Подведение итогов.

Долгое время про святых в нашей стране не говорили, а за последнее двадцатилетие очень часто вспоминают, с чем это связано? (возрождением веры, святые испытывали те же чувства, что и мы, радость и разочарование, надежду и отчаяние, вдохновение и угасание. Их путь сопровождается с тяжелым внутренним подвигом: они очищали себя от плохих мыслей, помогали людям .)

= Как вы думаете, сколько на свете святых? (много)

В акафисте всем Святым (в песне святым мира) сказано: количество звёзд как и количество всех святых знает только Бог. Но Церковь знает и помнит имена многих святых. И если на том месте, где жил святой, зажечь свечу, то вся Россия покроется свечами.

На нашем уроке, ребята, мы сегодня старались разобрать кто такие святые? Какой можно сделать вывод по сегодняшней теме (Святые - это реально существовавшие люди, такие же люди, как и мы, только они победили свои грехи. Они знают, что такое добро, милосердие, сострадание, смирение, чистота и человеколюбие. Святые - образ для подражания, люди должны стремиться к этому образу.)

У каждого народа есть свои святые, которых любят, чтят и помнят. Их имена останутся на веках, Образ их с течением времени становится ярче и светлее. Мы должны с вами помнить о наших вятских святых. И в заключении урока давайте послушаем стихотворение «Святой» (сообщение 4 ученика):

От рожденья и до смертного порога
Мы бредём, блуждая в темноте,
Ощупью находим мы дорогу
К счастью, и к любви, и к красоте.
А святому Божий свет сияет,
Словно пламя яркое свечи;
Темноту ночную озаряют
Золотые, тёплые лучи.
Потому святому и подвластны
Наши судьбы, мысли и сердца
Он духовным зреньем видит ясно
Промысел Небесного Отца.

VIII . Домашнее задание (по выбору) - слайд 24:

В заключении вам предлагается домашнее задание.

II .

IX . Рефлексия

У вас в листе знаний в уголочке вы видите храм, если вам урок понравился раскрасьте его купол звездами. Спасибо, за внимание – слайд 25.

Тема урока:___________________________________________________

1. Таблица. Святые земли Вятской

Преподобный Трифон (1546-1612)

Блаженный Прокопий (1578- 1627)

Святитель Никола Великорецкий (240-345)

Родина -

Родина –

Родина –

Имя -

Имя –

Имя -

Событие -

Событие -

Событие -

Цель всей жизни -

Цель всей жизни -

Цель всей жизни –

мощи

мощи

мощи

2. Перед вами начала пословиц, подберите к ним окончания и объясните их смысл

(можно их соединить стрелочками):

Жизнь дана… себя веселить

Добро творить -… на добрые дела

Доброе дело … добро и делай

Добра желаешь, … без нарады не останется

3. П одберите однокоренные слова со словами:

Святой ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Какими качествами должен обладать святой? ___________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Домашнее задание (по выбору):

I . Есть ли в вашей семье чтимая икона, расскажите о ней.

II . В вашем семейном кругу вы сможете назвать кого-нибудь назвать святым, расскажите (напишите) о нем.

III . Какой храм расположен близко к месту вашего проживания, расскажите о нем.

Собор Вятских святых

Преподобный Трифон Вятский

Преподобный Матфей Яранский

Преподобный Леонид Устьнедумский

Святой блаженный Прокопий Вятский

Преподобный Стефан Филейский

Исповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский

Священномученик Михаил Тихоницкий

Священномученик Николай Подьяков

Священномученик Прокопий Попов

Священномученик Виктор Усов

Архимандрит Александр (Уродов), исповедник

Мученица Нина Кузнецова

Священномученик Анатолий Ивановский

Преподобный Леонид (Устьнедумский)
память 30 (17 июля)


Родился в 1551 году в Новгородской области, в Благовещенском приходе Пошехонского уезда в семье крестьянина Филиппа и жены его Екатерины. В 1603 году, когда Леонид был уже в почтенном возрасте, ему во сне явилась Божия Матерь, повелевшая старцу идти на реку Двину в Моржевскую Николаевскую пустынь, взять оттуда Её икону, именуемую Одигитрия, и перенести святой образ на реку Лузу к Туриной горе.
Взяв явленный образ Владычицы, преп. Леонид направился в то место, которое Она указала ему. По пути он встретился с местным крестьянином Никитой Назаровым, который помог старцу построить келью и посылал ему пищу. Исполняя повеление Богородицы, преп. Леонид отправился в Ростов к митрополиту получить благословение на строительство храма. Святитель благословил закладку храма и возвел старца-строителя в сан священника. В 1608 году храм во имя Введения Божией Матери был построен и явленный образ перенесен в него. Место, где стоял храм, было низкое и сырое. Тогда старец стал копать каналы, соединяя озера друг с другом и отводя воду от новопостроенного храма. Однажды во время этой работы его укусила змея. Помолившись Богу и Пресвятой Богородице, преп. Леонид положил на сердце не думать об этом несчастье и, не обращая внимания на рану, продолжил свой труд. Господь сохранил блаженного старца и укрепил его силы. В итоге получилась целая рукотворная река, которую, помня о недавней беде и помощи Божией, он назвал «Недума». Со временем здесь образовалась Усть-Недумская пустынь.
Река Луза в половодье часто топила монастырь, поэтому старцу и братии пришлось еще раз переносить храм на более высокое место. Освящение храма на новом месте состоялось 23 мая 1652 года. В него же была перенесена икона Божией Матери. Господь сподобил преп. Леонида долгой жизни, большую часть которой он проводил в трудах, безмолвии и молитве. 17 июля 1654 года, когда блаженному старцу было уже более 100 лет, он отошел ко Господу. Мощи преп. Леонида почивают под спудом в бывшей монастырской, а ныне приходской церкви с. Усть-Недума (Озерская) Лузского района Кировской области.
В миру - Стефан Куртеев. Родился 17 июля 1830 года в семье крестьянина деревни Молчановской Вятской губернии. Детство его прошло в родительском доме. В 1850 году вышла в свет книга «Письма святогорца о святой горе Афонской», после прочтения которой юноша возымел огромное желание посвятить свою жизнь служению Богу. Он оставил учебу в Петербурге, приехал в Вятку и поселился недалеко от села Филейского. Здесь он начал подвижнический подвиг во славу Божию - подвизался в посте и молитве, учил крестьянских детей грамоте и Закону Божию, возрастал в богопознании.
В 1864 году Господь сподобил Стефана посетить Святой град Иерусалим и дважды побывать на Афоне. За время этих поездок он научился умной сердечной молитве. В 1877 году его давнее желание исполнилось. 23 февраля, по благословению епископа Вятского и Слободского Аполлоса, он был пострижен в монашество с именем Стефан и был определен в число братии Крестовоздвиженского монастыря г.Слободского. Однако, взыскуя уединения, вскоре он возвратился в свою пустынь у села Филейки. Весть о благодатном старце, о чудесах и исцелениях, происходивших по его молитвам, быстро разнеслась по округе. Многие приходили к нему за благословением, советом и утешением. Большую известность прибрели проповеди и наставления старца Стефана, которые издавались в г.Вятке его усердными почитателями в виде брошюр, доступных по цене и понятных простым людям. Одним из его учеников был преп. Матфей Яранский, который, идя по стопам отца Стефана принял монашество и посвятил свою жизнь Богу и ближним.
Известности отца Стефана содействовало и то обстоятельство, что слобода Филейка находилась на пути паломников - участников Великорецкого крестного хода, многие из которых, возвращаясь с реки Великой, навещали святого подвижника. Наконец, 10 марта 1890 года было получено разрешение на строительство Александро-Невского монастыря в том месте, где подвизался отец Стефан. К этому времени его силы заметно ослабели, но закладку монастыря проводили под его руководством. Приближалась блаженная кончина старца. 6 августа отец Стефан был пострижен в схиму, а 15/28 августа мирно отошел ко Господу. Как и преподобный Трифон, иеросхимонах Стефан был погребен в основанной им обители.
В годы гонений братия Филейского монастыря твердо стояла в святой православной вере и потому в полной мере испила чащу страданий, на которые обрекли богоборцы православный народ. Обитель была закрыта. Главный ее храм - уничтожен. Желая сохранить святые мощи отца Стефана, его почитатели перенесли их сначала на Хлыновское кладбище, а затем - на Филейское кладбище. В июле 2002 года совершилась канонизация отца Стефана в лике местночтимых святых Вятской епархии. Было составлено житие и написана икона преподобного. Тогда же на Филейском кладбище, вблизи места упокоения старца, была построена и освящена в его честь православная часовня, к которой в день его памяти совершается крестный ход.

Священномученик Михаил Тихоницкий
Память 20 (7) сентября


Родился в 1846 году в семье псаломщика. Окончив полный курс Вятской духовной семинарии, в 1868 году он был рукоположен в сан священника. Он начал свое пастырское служение в Ильинской единоверческой церкви Ижевского завода, затем в селах Подрелье и Быстрица, а в 1880 году в городе Орлове. Отец Михаил был честным и отзывчивым человеком, любил своих прихожан, и они платили ему нелицеприятной любовью. В Орлове отец Михаил преподавал в местной гимназии Закон Божий. В учениках он воспитывал искреннее чувство почитания Бога, любви к Церкви и уважения к людям.
В 1917 году, когда Россию захлестнула волна революции и красного террора, Скорбя о горе, постигшем русский народ Патриарх Тихон издал, послание, в котором предал проклятию гонителей Церкви, призвал всех людей к миру и согласию. 15 февраля 1918 года отец Михаил зачитал послание Святейшего Патриарха Тихона за Божественной литургией в Казанском соборе города Орлова. Вскоре он был арестован и предан суду. Прихожане заступились за любимого батюшку и смогли упросить гонителей отложить арест. Но, спустя полгода, когда страну захлестнула новая волна красного террора, отец Михаил был снова схвачен. Чрезвычайная Комиссия при Трибунале, произведя следствие, постановила: «за распространение контрреволюционных воззваний священника Михаила Тихоницкого расстрелять». Приговор был приведен в исполнение 20 сентября 1918 года.
Трое сыновей отца Михаила связали свою судьбу с Русской Православной Церковью: Владимир рано принял монашество и затем, уже в эмиграции, стал митрополитом, Экзархом Западной Европы; Вениамин долгие годы служил священником в г.Вятке, а в 1942 году принял монашество и в сане архиепископа Кировского и Слободского много потрудился над возрождением Вятской епархии; Елпидифор, талантливый педагог и глубоко верующий христианин, погиб в сталинских лагерях. Дочери отца Михаила долгое время трудились на педагогическом поприще в г.Орлове и смиренно ухаживали за могилой отца.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви отец Михаил ныне причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. Прославление его состоялось в 2003 году. 8 сентября 2008 года на кладбище г.Орлова были обретены его святые мощи, которые ныне покоятся в приходской церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Священномученик Прокопий Попов
Память 13 октября (30 сентября)

Протоиерей Прокопий Михайлович Попов родился в 1864 году в семье священника Окончив Никольское духовное училище, он обучался в Вологодской духовной семинарии. По окончании семинарии в 1884 году был назначен надзирателем Вологодского духовного училища. 15 января 1886 года рукоположен в сан священника Троицкой церкви с. Шолга (ныне Подосиновского района Кировской области). В своем служении Алтарю Господню отец Прокопий нес множество церковно-общественных послушаний. Он двукратно был законоучителем женского училища, двукратно - депутатом по училищным делам, сначала помощником, а потом и благочинным Никольского уезда Вологодской епархии, законоучителем Александринского училища и попечителем Княщинского земского училища. Труды отца Прокопия по устроению церковной и общественной жизни своего благочиния высоко ценило епархиальное начальство. 6 августа1917 года священник Прокопий Попов был возведен в сан протоиерея, а до этого был награжден темно-бронзовой медалью и знаком Палестинского общества. За 25-летнее служение в должности законоучителя отец Прокопий был награжден орденом Св. Анны 3 степени.
Пришедшие к власти в 1917 году богоборцы, старались принять все меры к тому, чтобы сломить и унизить таких заслуженных пастырей. Выставить их как врагов трудового народа. 27 апреля 1918 года на третьем крестьянском съезде на протоиерея Прокопия Попова была наложена контрибуция как на представителя эксплуатирующего класса в размере 7 тысяч рублей, которую требовали взыскать немедленно. А когда, осенью того же года, красная власть перешла к открытому террору, то для отца Прокопия пробил час страданий. По свидетельству очевидцев, протоиерей Троицкой церкви Прокопий Попов был расстрелян 13 октября 1918 года карательным отрядом по подозрению в контрреволюции. Предполагаемое место погребения отца Прокопия - берег р. Юг на окраине с Шолга. Подосиновского района Кировской области.

Священномученик Анатолий Ивановский

Анатолий Дмитриевич Ивановский родился 16 февраля 1863 года в селе Пектубаево Яранского уезда Вятской губернии в семье священника церкви Рождества Христова того же села Димитрия Ивановича Ивановского. После окончания в июне 1883 года по 2 разряду Вятской Духовной семинарии в сентябре 1884 года он был назначен псаломщиком в Троицкую церковь села Салобеляк Яранского уезда Вятской губернии, а затем, с 14 апреля по 15 июля 1887 года, служил псаломщиком в кладбищенской церкви города Яранска В том же году, решив продолжить образование, Анатолий Ивановский поступил в Казанский университет, где проучился 3 года и был уволен по болезни согласно личному прошению 30 апреля 1890 года. В 1890-1892 годах он проживал поочередно в Казани, а затем в Елабуге и Чистополе, где пел в церковном хоре. Вскоре после этого А.Д.Ивановский перебрался в село Шулка Яранского уезда Вятской губернии, где проживали родители его супруги Юлии Михайловны, отец которой также был священником.
 24 февраля 1895 года Анатолий Ивановский вновь поступил на епархиальную службу и был назначен псаломщиком в Предтеченскую церковь села Суводь Орловского уезда Вятской губернии, где прослужил до мая того же года. 11 ноября 1895 года он был поставлен псаломщиком в храм села Знаменское Яранского уезда Вятской губернии и нес это послушание до 17 февраля 1901 года, когда был рукоположен во диакона, а затем и во священника с назначением в Казанско-Богородицкую церковь села Салтак-Ял Уржумского уезда Вятской губернии, где прослужил 17 лет. Помимо священнических обязанностей отец Анатолий вел просветительскую работу нес послушание законоучителя в Шагаранурской школе грамотности с 23 февраля 1901-го по 1903 год, Аргаранурской церковно-приходской школе с 23 февраля 1901-го по август 1914 года, Шагаранурской церковно-приходской школе (с 1 сентября 1914 года), Салтак-Яльской земской школе с 22 октября 1901 года, Мокрушинской земской школе с 1 октября 1914 года. В первых трех из упомяну
тых выше учебных заведений отец Анатолий был и заведующим, а кроме того, с 18 ноября 1902-го по 15 ноября 1906 года заведовал также Салтак-Яльской женской школой.
 Труды священника Анатолия Ивановского получили признание, батюшка имел несколько наград: набедренник (1905 год), скуфью (1913 год), юбилейный нагрудный знак в память 300-летия царствования дома Романовых, медаль в память 25-летия церковно-приходских школ. В сохранившихся клировых ведомостях вышеупомянутых церквей говорится, что отец Анатолий вел себя скромно, поведения был весьма хорошего.
 Семейство батюшки состояло из 9 человек: супруги Юлии Михайловны, сына Всеволода, дочерей Веры, Нины, Феофании, Ольги, Людмилы, Наталии, Александры. 
После революции 1917 года и прихода к власти большевиков начались гонения на Церковь. Советская власть использовала для этого и напряженную обстановку, сложившуюся в стране в ходе гражданской войны. В сентябре 1918 года в уездные города Поволжья из Чрезвычайной комиссии восточного фронта поступила телеграмма следующего содержания: "На чехословацком фронте по всей прифронтовой полосе наблюдается самая широкая необузданная агитация духовенства против советской власти. Ввиду этой явной контрреволюционной работы духовенства предписываю всем прифронтовым Чрезвычайкомам обратить особое внимание на духовенство, установив тщательный надзор за ними, и подвергать расстрелу каждого из них, несмотря на его сан, кто дерзнет выступить словом или делом против советской власти. Приказ этот разослать уездным агитационным и волостным советам". В Уржумской комиссии по борьбе с контрреволюцией 13 сентября 1918 года на это указание откликнулись так: "Уржумская комиссия по борьбе с контрреволюци
ей предписывает всех попов, выступивших с контрреволюционными проповедями и агитациями, немедленно арестовывать и препровождать в комиссию с протоколами обвинения". 4 октября 1918 года подобное указание еще более ужесточилось: "Комиссия предлагает попов замеченных в противосоветской агитации немедленно арестовывать и доставлять в комиссию, при сопротивлении же расстреливать на месте". 
Такая директива, к сожалению, нашла отклик на местах. Ревностное служение отца Анатолия, его твердая вера в Бога, то уважение, которым он пользовался среди прихожан, вызывали неудовольствие. Опьяненные революционными "свободами" представители новой власти, ряд крестьян села Салтак-Ял стали добиваться смещения священника. На основании "сигнала" с мест 17 сентября 1918 года священник Анатолий Ивановский был арестован Уржумским уездным чрезвычайным следственным комитетом по борьбе с контрреволюцией "как белогвардеец, который ведет агитацию против Советов даже проповедями".
 На допросе 16 октября 1918 года отец Анатолий своей вины не признал, сказав: "Я населению своего прихода ничего на почве политической не говорил и агитации никогда не вел". А на вопрос как он смотрит на закон об отделении Церкви от государства прямо ответил, что это значит лишить государственную власть благословения Божьего. Батюшка сказал также, что признает советскую власть в гражданских делах, а в церковных нет. Верность Богу и Его Церкви, своему пастырскому долгу, была для отца Анатолия превыше всего. "Виновным себя ни в чем не признаю, в том и подписуюсь. Анатолий Дмитриев Ивановский", - такой фразой заканчивается протокол первого допроса.
 Об этом же самом батюшка говорил и на повторном допросе 18 октября, показав: "Против власти я лично не агитировал, а только читал воззвания Патриарха Тихона и Церковного Собора. Я предполагал, что я должен исполнять предписания высшей церковной власти и что советская власть не должна вмешиваться в церковные дела согласно декрета об отделении Церкви от государства. Я исполнял свои обязанности, а если это не исполнять, то должно уйти с должности. Советскую власть признаю как факт и исполняю ее распоряжения. Для меня безразлично, какая власть бы не была, лишь бы была она на христианских основах. Царское правительство для меня лучше в том, что Церковь не была отделена от государства. Вообще не задавался целью судить, какая власть лучше, какая хуже, лишь бы были между людьми братские отношения".
 Конечно же, никакой контрреволюционной деятельности батюшка не вел, а пострадал за веру, за то, что добросовестно выполнял свои обязанности и не скрывал своих убеждений. Отец Анатолий пользовался на приходе огромным уважением. Причт Салтак-Яльской церкви выступил в защиту своего пастыря. 23 сентября 1918 года диакон Иоанн Иванов и псаломщик Федот Ефремов направили в органы советской власти следующее прошение: "17 сентября 1918 года священник села Салтак-Ял Анатолий Ивановский был взят военной силой и увезен в Уржум на заключение в темницу, по какой причине, мы совершенно объяснить не можем, так как в поведении отца Анатолия Ивановского мы не замечали никаких противозаконных действий: проповедей на политические темы не произносил, а произносил лишь на религиозные темы поучения".
 Постановлением Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, саботажем и преступлениями по должности при СНК на Чехословацком фронте от 18 октября 1918 года священник Анатолий Ивановский был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 30 октября 1918 года, близ города Уржума.
 А.Д. Ивановский реабилитирован 1 июля 1992 года Прокуратурой Кировской области согласно ст.3 и 5 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 года. 
23 июня 2008 года определением Священного Синода Русской Православной церкви священник Анатолий Ивановский причислен к лику Новомучеников и исповедников Российских. 
По Благословению Митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа внесен в Собор Вятских святых .

Преподобный Матфей Яранский

Родился 23 мая (4 июня) 1855 года в городе Вятке в семье ремесленника. Еще в юности, ища духовного окормления, он познакомился с иеромонахом Стефаном (Куртеевым), который подвизался в 6 верстах от Вятки близ села Филейки. Отец Стефан учил юношу сердечной умной молитве, рассудительности и покорности воле Божией. В это время, на месте подвига старца Стефана было решено построить мужскую обитель во имя благоверного князя Александра Невского. 16 сентября 1890 года состоялось открытие нового монастыря. А за месяц до этого в день Успения Божией Матери скончался духовный отец и любимый наставник отца Матфея иеромонах Стефан. Идя стопами своего учителя, отец Матфей в 1891 году поступил послушником в новый Филейский монастырь. 5 апреля 1897 года он был рукоположен в сан иеромонаха. К батюшке стали часто обращаться за советом и утешением, так как видели в нем духоносного старца, несмотря на его далеко не преклонный возраст. После десятилетнего послушания в Филейском Александро-Невском монастыре отец Матфей был отправлен в новосозданный Пророчинский монастырь близ города Яранска в помощь его строителю иеромонаху Нилу. В новом монастыре отцу Матфею пришлось много трудиться. Помимо совершения ежедневных богослужений он исполнял обязанности келейника настоятеля обители: топил печи и следил за чистотой, он же нес послушание эконома и казначея монастыря. Смирение его было удивительно. Он всегда ходил опустив голову, не обращая внимание ни на что, погруженный в молитву. Никогда не допускал пустых разговоров, всегда носил самую простую монашескую одежду. Любил негромкое молитвенное пение и был воздержен в пище.

Переворот 1917 года положил начало великому гонению на Святую Церковь. В 1921 году монастырь закрыли, и отец Матфей переселился в деревню Ершово. Но слава прозорливого старца приводила к нему многих людей, ищущих совета, утешения и духовной помощи. Старец мирно скончался 16 (29) мая 1927 года. Вскоре его могилка стала местом благочестивого паломничества тысяч людей. Уже в то время был написан рукописный акафист преподобному Матфею. 27 ноября 1997 года состоялась канонизация отца Матфея в лике местночтимых святых Вятской епархии. Написана икона, составлено житие и акафист.


Блаженный Прокопий, Христа ради юродивый,

Вятский чудотворец


Родился в деревне Корякинской близ села Бобино недалеко от г.Хлынова в 1578 году в семье крестьян Максима и Ирины Плушковых. Родители часто брали с собой сына в поле, где однажды с ним случилась беда. В возрасте 12 лет, он ехал верхом на лошади. Внезапно налетела буря и раздался сильный удар грома. Юноша упал с лошади на землю и лежал, как мертвый. Родители принесли его домой и просили помощи у святителя Николая, скорого помощника в бедах. Вскоре отрок пришел в себя, но вел себя как безумный - «начал ризы своя на себе терзати и повергати на землю и ходити наг». Тогда родители отвели сына в Успенский монастырь к преп. Трифону, который окропил его святой водой и силой молитвы исцелил.
Вскоре после этого Прокопий, по благословению родителей, перебрался в г.Слободской, где в течение трех лет нес различные послушания при Екатерининской церкви. Когда же ему исполнилось 2о лет и родители задумали женить сына, Прокопий, взыскуя другой жизни, покинул родной дом и ушел в г.Хлынов, где по церковному преданию испросил у преп. Трифона благословение на подвиг юродства. Взяв иго юродства, он нес его в течение 30 лет до самой смерти - терпел скорби самолюбия, язвимого то насмешками, то бранью, холодностью людей; до смерти заставлял страдать плоть свою и от недостатка пищи и от перемен погоды. При этом святой всячески скрывал от людей свое подвижничество. Только его духовник, священник Иоанн из храма Вознесения Господня, знал его лучше, чем другие - именно ему подвижник исповедовался и здесь еженедельно причащался Святых Христовых Тайн. Своей кротостью, смирением, нестяжанием он духовно лечил гордых и своенравных жителей г.Хлынова.
Святой Прокопий блаженно почил 21 декабря 1627 года и был погребен в Трифонове монастыре, недалеко от преп. Трифона Вятского. Его мощи почивают под солеей в южной части Успенского собора. Почитание святого блаженного Прокопия началось уже вскоре после его кончины, но особую известность приобрело после того, как 3 марта 1666 года по его молитвам и молитвам преп. Трифона Господь подал исцеление жительнице Слободского уезда Марфе, долгое время страдавшей от тяжелого недуга - накануне святые явились женщине в видении и обещали ей выздоровление. В конце XVII века было составлено житие святого.

Священномученик Николай Подьяков
Память 24 (11) сентября

Протоиерей Николай Николаевич Подьяков родился в 1867 году в семье священника Богородице-Рождественской церкви с.Подосиновца Никольского уезда Вологодской губернии. По окончании Никольского духовного училища и Вологодской духовной семинарии в 1889 году был рукоположен в сан священника к Богородицкой церкви с.Подосиновца. В своем служении на Ниве Христовой отец Николай нес множество церковно-общественных послушаний. Он был законоучителем Подосиновского министерского двуклассного и Высшего начального четырехклассного училищ, депутатом училищных и епархиальных съездов, благочинным 5-го округа Никольского уезда Вологодской епархии, учредителем и заведующим Ананьинской и Свято-Георгиевской Мельминогорской церковно-приходскими школами. Труды отца Николая по устроению церковной и общественной жизни своего благочиния были высоко оценены. Прихожане глубоко уважали и чтили своего деятельного пастыря.
Но в 1917 году все переменилось. К власти пришли люди, ненавидящие Церковь Христову и ее служителей. Вскоре Подосиновец оказался прифронтовым селом. Не имея других сил остановить наступление Белой армии, красные развязали политику откровенного террора, старясь запугать местное население небывалой жестокостью. 10 сентября 1918 года в одиннадцать часов ночи в дом отца Николая ворвались чекисты. Они предъявили ордер на арест о. Николая, который в это время поднимался из подвала в дом. Чтобы будущий арестант не смог бежать, один из солдат выстрелил в ногу о.Николаю. Солдаты положили раненого на матерчатые носилки и вынесли из дома. При этом им пришлось разобрать часть окна, так как носилки с раненым не проходили в двери. Отца Николая поднесли к заранее выкопанной яме и заставили встать на колени. Его обвинили в контрреволюционных действиях в отказе помочь Красной армии продовольствием. В ответном слове батюшка призвал всех к христианской любви и испросил у всех прихожан прощения. Приговор был приведен в исполнение. Вместе с о. Николаем был расстрелян и его собрат священник Виктор Усов. Тело убиенного отца Николая было перенесено в дом, где его облачили в священнические ризы. Чин отпевания совершил священник Зосима Трубачев. Похоронили его у алтаря Богородицкой церкви с. Подосиновца. На месте погребения сейчас установлен памятный крест, а сам протоиерей Николай Подъяков ныне прославлен в лике святых.

Мученица Нина Кузнецова

Мученица Нина родилась 28 декабря 1887 года в селе Лальске Вологодской губернии в благочестивой семье урядника Алексея Кузнецова и жены его Анны. Нина с детства любила только молитву, монастыри и духовные книги.

После закрытия в начале революции Коряжемского монастыря братия его перебралась в Лальск. Настоятелем монастыря был игумен Павел (Хотемов). Отец Павел был большим подвижником. Нина взирая на подвиг отца Павла, стремилась ему подражать. Монастырский устав блаженная соблюдала строго. Спала она четыре часа в сутки и в два часа ночи неизменно становилась вместе с монахами на молитву.

После того как в 1928 году и этот монастырь в Лальске был властями закрыт, часть братии и среди них игумены Павел и Нифонт, который был в монастыре казначеем, нашли приют в доме блаженной Нины.

По молитвам и заступничеству блаженной Нины собор в Лальске долго не закрывался, хотя власти не раз принимали шаги к прекращению в нем богослужения. В начале тридцатых годов они все же распорядились закрыть собор, но блаженная тогда стала писать в Москву решительные письма, собрала и отправила ходоков и действовала столь твердо и неотступно, что властям пришлось уступить и вернуть собор православным.

В начале 1937 года сотрудники НКВД арестовали отца Леонида Истомина, послушника Андрея Мелентьева, старосту храма, певчих, многих прихожан и последних еще остававшихся на свободе священников. Все они были этапированы в Великий Устюг и заключены в храме Архангела Михаила, превращенном в тюрьму.

31 октября 1937 года сотрудники НКВД арестовали блаженную Нину, но обвинения против нее не нашли. Полмесяца продержали блаженную в Лальской тюрьме, ни о чем не спрашивая, не предъявляя обвинения. Власти принуждали к лжесвидетельству против блаженной многих людей, но согласился на это только один - заместитель председателя Лальского сельсовета. Он дал показания о том, что блаженная Нина является активной церковницей, которая не только противится закрытию храмов, но неустанно хлопочет об открытии новых.

В середине ноября блаженной Нине было предъявлено обвинение. Виновной себя перед советской властью блаженная не признала и была отправлена в тюрьму города Котласа. 23 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила блаженную Нину к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Блаженная Нина была отправлена в один из лагерей Архангельской области, но недолго пробыла здесь исповедница. Она умерла в концлагере 14 мая 1938 года.

Преподобный Трифон, архимандрит Вятский, происходил от благочестивых родителей, живших в Архангельской губернии. Когда родители захотели женить Трифона, то он, с юных лет чувствуя призвание к иноческой жизни, тайно ушел из дома в город Устюг, где поселился у приходского священника, все время пребывая в строгом посте и молитве.

Преподобный Трифон Вятский

Затем он жил в городке Орлеце около церкви, перенося холод и голод, а оттуда перешел в Пыскорскую обитель на реке Каме. Здесь преподобный Трифон приобщился к монашеской жизни и принял постриг от игумена Варлаама. 22-летний монах не пропускал ни одной церковной службы и нес тяжелое послушание в пекарне. Когда он тяжело заболел, ему явился святитель Николай и, исцелив его, укрепил в подвиге. В поисках уединения преподобный ушел к устью реки Мулянки и поселился на месте, где теперь расположен город Пермь. Здесь он обратил в христианство язычников-остяков и вогулов. Потом преподобный Трифон удалился на реку Чусовую и основал там монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1580 году он пришел в город Хлынов Вятской губернии, также основал там Успенский монастырь, и был поставлен в архимандриты. Будучи строгим подвижником, он носил на теле власяницу и тяжелые вериги. Душа старца жаждала просвещения заблудших светом Христовой веры. Этому святому делу он отдавал все свои силы.


Рака со св. мощами преподобного Трифона в Вятской обители

Перед кончиной преподобный Трифон написал завещание братии, в котором говорится: «Собранное о Христе стадо, отцы и братия! Послушайте меня, грешного. Хотя я груб и хуже всех, но Бог и Пречистая Матерь Его дозволили мне, худому, заведовать домом Своим. Молю вас, для Бога и Пречистой Матери Его, имейте духовную любовь между собою. Без нее никакая добродетель не полна пред Богом. Уста Христовы изрекли ученикам: «Да любите друг друга» (Ин. 13, 34). По словам апостола Павла, «друг друга тяготы носите» (Гал. 6, 2). Не осуждайте пред Богом один другого, в храме ли или в келлии, наедине ли или в общении с братиею. Келейные молитвы совершайте со страхом. А церковного пения отнюдь не пропускайте; хотя бы и дело было, беги в церковь Божию на духовное пение. Прежде отдавайте Божие Богу, а потом выполняйте другие дела». Преподобный Трифон отошел ко Господу в глубокой старости в 1612 году. Похоронен в основанной им Вятской обители.

Тропарь преподобному Трифону Вятскому, глас 4

Я ко светозарная звезда, / возсиял еси от востока до запада, / оставль бо свое отечество, / дошел еси Вятския страны и Богоспасаемаго града Хлынова, / в немже обитель во славу Пресвятыя Богоро­дицы создав, / и, тамо на добродетель вперився, / собрал еси иночествующих множество, / и, сих наставляя на путь спасения, / был еси Ангелом собеседник, / и постником сопричастник, Трифоне преподобне, / с ними Христа Бога моли спастися душам нашим.

Кондак преподобному Трифону Вятскому, глас 8

Д несь в начале основания добродетелем, блаженне, положил еси в души своей страх Божий, от юности взем крест свой, благочестно Христови последовал еси, ангельским образом облечеся и бысть монах предивен, в добродетелех цветяше, к будущим Богови простирался. И своей плоти, яко врагу, немилостив, отче, был еси, терпением явися, блаженне, яко злато искушено в горниле, но и ныне не забуди посещати чад своих, поминай нас, чтущих пресвятую память твою, да вси благодарне вопием ти: радуйся, премудре Трифоне, наставниче монахов.

Молитва святому преподобному Трифону, Вятскому чудотворцу

О священная главо преподобне отче наш Трифоне! Земный ангеле и небесный человече, светильниче пресветлый, страну Вятскую озаряяй чудесы, граду нашему стено и утверждение, бедствующым крепкий помощниче, обители твоея добрый хранителю, присный о нас к Богу молитвенниче и теплый о душах наших ходатаю! Тебе, угодниче Божий, неистощимое от Всеблагаго Владыки благодати и даров дадеся сокровище, еже целити недуги телесныя и отгоняти страсти душевныя и от всех зол избавляти с верою имя твое призывающих. К тебе убо прибегаем и тебе припадающе молимся: не презри нас, молящихся тебе и твоея просящих помощи, избави нас от враг видимых и невидимых, завистно на ны возстающих и яростию зверскою поглотити хотящих, изми нас невидимым предстательством твоим от смущения и бури и тмочисленных скорбей наших, за грехи наша нам прибывающих. О предивный и богоносный отче наш Трифоне! Скоро потщися на помощь нашу. Вознеси благомощную молитву твою ко Господу сил: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш, да потребит Господь от земли нашея вся неистовыя крамолы, и утвердит в ней безмятежие, мир и благочестие, да сохранит обитель твою святую, град наш и вся грады и веси страны нашея от глада и губительства, от мятежа и нестроения, от запаления и бури, от нападений вражиих и от тлетворных ветр и от всякаго зла. Умилостиви о нас благоприятными молитвами твоими Христа Бога нашего, еже избавитися нам от грех наших и наветов вражиих, яко да заступлением твоим и помощию в мире и тишине богоугодне зде на земли поживем, и в будущем веце да сподобимся части святых Господем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает и честь и поклонение, ныне и во вся веки. Аминь.


Собор Вятских святых

Про­слав­ле­ние Со­бо­ра Вят­ских свя­тых со­сто­я­лось в свя­зи с празд­но­ва­ни­ем 350-ле­тия Вят­ской епар­хии в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Три­фо­на Вят­ско­го 21 ок­тяб­ря 2007 го­да в Успен­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре Три­фо­но­ва муж­ско­го мо­на­сты­ря. Возглавил празднование мит­ро­по­ли­т Вят­ский Хри­сан­ф. Празд­но­ва­ние Со­бо­ру Вятских святых бы­ло уста­нов­ле­но в тот же день. В число про­слав­ля­е­мых в нем угод­ни­ков Бо­жи­их входят:

  • Прп Три­фон Вят­ский († 1612, па­мять 8 ок­тяб­ря)
  • Блж. Про­ко­пий Вят­ский († 1627, па­мять 21 де­каб­ря)
  • Прп. Лео­нид Усть­не­дум­ский († 1654, па­мять 17 июля)
  • Прп. Сте­фан Филей­ский († 1890)
  • Сщ­мч. Ни­ко­лай (По­дья­ков), прот. († 1918)
  • Сщ­мч. Про­ко­пий (По­пов), прот. († 1918)
  • Сщ­мч. Ана­то­лий (Ива­нов­ский), свящ. († 1918)
  • Сщ­мч. Вик­тор (Усов), свящ. († 1918)
  • Сщ­мч. Ми­ха­ил (Ти­хо­ниц­кий), свящ. († 1918)
  • Прп. Мат­фей Яран­ский († 1927)
  • Исп. Вик­тор (Ост­ро­ви­дов), еп. Гла­зов­ский († 1934)
  • Мц. Ни­на (Куз­не­цо­ва) († 1938)
  • При­сп. Алек­сандр (Ору­дов), ар­хим. († 1961, па­мять 14 ав­гу­ста, 5 сен­тяб­ря)


Тропарь собору Вятских святых, глас 8

Похожие публикации