Ребе лев. Ребет, лев михайлович. Десять фактов о Махарале из Праги

, Австро-Венгрия

Лев Михайлович Ребет (псевдоним Кил ; родился 3 марта 1912 года в городе Стрый - убит 12 октября 1957 года , Мюнхен) - украинский публицист и адвокат, один из лидеров Организации украинских националистов .

Биография

Учился в общеобразовательной украинской польской школе, где в 15 лет в 1928 году стал членом УВО и ещё ранее был активистом украинской скаутской организации «Пласт» .

После окончания гимназии окончил факультет права Львовского университета .

В 9.30 на третье утро после прибытия в Мюнхен Сташинский выследил свою жертву. Лев Ребет выходил из трамвая поблизости от места работы. Сташинский с завернутым в газету цилиндром, предохранитель которого был спущен, быстро опередил Ребета. Он стал подниматься по винтовой лестнице. На втором этаже Богдан услышал шаги внизу. Он повернулся и начал спускаться, держась правой стороны, чтобы Ребет прошёл слева. Когда Ребет был на пару ступенек ниже, Сташинский выбросил вперед правую руку и нажал спуск, выпустив струю прямо в лицо писателю. Не замедляя шаг, он продолжал спускаться. Он услышал, как Ребет упал, но не обернулся. Выйдя на улицу, он зашагал в сторону Кёгльмюльбах-канала и выбросил пустой цилиндр в воду.

By John L. Steele, Life , September 7, 1962

См. также

Напишите отзыв о статье "Ребет, Лев Михайлович"

Примечания

Литература

  • Roman Wysocki . Organizacja Ukraińskich Nacjonalistów w Polsce w latach 1929-1939. - Lublin, 2003.
  • Ryszard Torzecki . Polacy i Ukraińcy: Sprawa ukraińska w czasie II wojny światowej na terenie II Rzeczypospolitej. - Warsz. : PWN, 1993.
  • Ryszard Torzecki . Kwestia ukraińska w polityce III Rzeszy, 1933-1945. - Warsz. : KiW, 1972.
  • Ryszard Torzecki . Kwestia ukraińska w Polsce w latach 1923-1929. - Kraków: Wydawnictwo Literackie, 1989.

Отрывок, характеризующий Ребет, Лев Михайлович

Чем далее подвигался он вперед, ближе к неприятелю, тем порядочнее и веселее становился вид войск. Самый сильный беспорядок и уныние были в том обозе перед Цнаймом, который объезжал утром князь Андрей и который был в десяти верстах от французов. В Грунте тоже чувствовалась некоторая тревога и страх чего то. Но чем ближе подъезжал князь Андрей к цепи французов, тем самоувереннее становился вид наших войск. Выстроенные в ряд, стояли в шинелях солдаты, и фельдфебель и ротный рассчитывали людей, тыкая пальцем в грудь крайнему по отделению солдату и приказывая ему поднимать руку; рассыпанные по всему пространству, солдаты тащили дрова и хворост и строили балаганчики, весело смеясь и переговариваясь; у костров сидели одетые и голые, суша рубахи, подвертки или починивая сапоги и шинели, толпились около котлов и кашеваров. В одной роте обед был готов, и солдаты с жадными лицами смотрели на дымившиеся котлы и ждали пробы, которую в деревянной чашке подносил каптенармус офицеру, сидевшему на бревне против своего балагана. В другой, более счастливой роте, так как не у всех была водка, солдаты, толпясь, стояли около рябого широкоплечего фельдфебеля, который, нагибая бочонок, лил в подставляемые поочередно крышки манерок. Солдаты с набожными лицами подносили ко рту манерки, опрокидывали их и, полоща рот и утираясь рукавами шинелей, с повеселевшими лицами отходили от фельдфебеля. Все лица были такие спокойные, как будто всё происходило не в виду неприятеля, перед делом, где должна была остаться на месте, по крайней мере, половина отряда, а как будто где нибудь на родине в ожидании спокойной стоянки. Проехав егерский полк, в рядах киевских гренадеров, молодцоватых людей, занятых теми же мирными делами, князь Андрей недалеко от высокого, отличавшегося от других балагана полкового командира, наехал на фронт взвода гренадер, перед которыми лежал обнаженный человек. Двое солдат держали его, а двое взмахивали гибкие прутья и мерно ударяли по обнаженной спине. Наказываемый неестественно кричал. Толстый майор ходил перед фронтом и, не переставая и не обращая внимания на крик, говорил:
– Солдату позорно красть, солдат должен быть честен, благороден и храбр; а коли у своего брата украл, так в нем чести нет; это мерзавец. Еще, еще!
И всё слышались гибкие удары и отчаянный, но притворный крик.
– Еще, еще, – приговаривал майор.
Молодой офицер, с выражением недоумения и страдания в лице, отошел от наказываемого, оглядываясь вопросительно на проезжавшего адъютанта.
Князь Андрей, выехав в переднюю линию, поехал по фронту. Цепь наша и неприятельская стояли на левом и на правом фланге далеко друг от друга, но в средине, в том месте, где утром проезжали парламентеры, цепи сошлись так близко, что могли видеть лица друг друга и переговариваться между собой. Кроме солдат, занимавших цепь в этом месте, с той и с другой стороны стояло много любопытных, которые, посмеиваясь, разглядывали странных и чуждых для них неприятелей.
С раннего утра, несмотря на запрещение подходить к цепи, начальники не могли отбиться от любопытных. Солдаты, стоявшие в цепи, как люди, показывающие что нибудь редкое, уж не смотрели на французов, а делали свои наблюдения над приходящими и, скучая, дожидались смены. Князь Андрей остановился рассматривать французов.
– Глянь ка, глянь, – говорил один солдат товарищу, указывая на русского мушкатера солдата, который с офицером подошел к цепи и что то часто и горячо говорил с французским гренадером. – Вишь, лопочет как ловко! Аж хранцуз то за ним не поспевает. Ну ка ты, Сидоров!
– Погоди, послушай. Ишь, ловко! – отвечал Сидоров, считавшийся мастером говорить по французски.
Солдат, на которого указывали смеявшиеся, был Долохов. Князь Андрей узнал его и прислушался к его разговору. Долохов, вместе с своим ротным, пришел в цепь с левого фланга, на котором стоял их полк.
– Ну, еще, еще! – подстрекал ротный командир, нагибаясь вперед и стараясь не проронить ни одного непонятного для него слова. – Пожалуйста, почаще. Что он?
Долохов не отвечал ротному; он был вовлечен в горячий спор с французским гренадером. Они говорили, как и должно было быть, о кампании. Француз доказывал, смешивая австрийцев с русскими, что русские сдались и бежали от самого Ульма; Долохов доказывал, что русские не сдавались, а били французов.
– Здесь велят прогнать вас и прогоним, – говорил Долохов.
– Только старайтесь, чтобы вас не забрали со всеми вашими казаками, – сказал гренадер француз.
Зрители и слушатели французы засмеялись.
– Вас заставят плясать, как при Суворове вы плясали (on vous fera danser [вас заставят плясать]), – сказал Долохов.
– Qu"est ce qu"il chante? [Что он там поет?] – сказал один француз.
– De l"histoire ancienne, [Древняя история,] – сказал другой, догадавшись, что дело шло о прежних войнах. – L"Empereur va lui faire voir a votre Souvara, comme aux autres… [Император покажет вашему Сувара, как и другим…]
– Бонапарте… – начал было Долохов, но француз перебил его.
– Нет Бонапарте. Есть император! Sacre nom… [Чорт возьми…] – сердито крикнул он.
– Чорт его дери вашего императора!
И Долохов по русски, грубо, по солдатски обругался и, вскинув ружье, отошел прочь.
– Пойдемте, Иван Лукич, – сказал он ротному.
– Вот так по хранцузски, – заговорили солдаты в цепи. – Ну ка ты, Сидоров!
Сидоров подмигнул и, обращаясь к французам, начал часто, часто лепетать непонятные слова:
– Кари, мала, тафа, сафи, мутер, каска, – лопотал он, стараясь придавать выразительные интонации своему голосу.
– Го, го, го! ха ха, ха, ха! Ух! Ух! – раздался между солдатами грохот такого здорового и веселого хохота, невольно через цепь сообщившегося и французам, что после этого нужно было, казалось, разрядить ружья, взорвать заряды и разойтись поскорее всем по домам.
Но ружья остались заряжены, бойницы в домах и укреплениях так же грозно смотрели вперед и так же, как прежде, остались друг против друга обращенные, снятые с передков пушки.

Объехав всю линию войск от правого до левого фланга, князь Андрей поднялся на ту батарею, с которой, по словам штаб офицера, всё поле было видно. Здесь он слез с лошади и остановился у крайнего из четырех снятых с передков орудий. Впереди орудий ходил часовой артиллерист, вытянувшийся было перед офицером, но по сделанному ему знаку возобновивший свое равномерное, скучливое хождение. Сзади орудий стояли передки, еще сзади коновязь и костры артиллеристов. Налево, недалеко от крайнего орудия, был новый плетеный шалашик, из которого слышались оживленные офицерские голоса.

Здесь есть много каббалистических терминов которые у меня нет ни сил ни смысла обьяснять (хорошо, если я сам их понимаю...), однако смысл ясен: Ребе способен вытащить хасида из любой грязи, и избавить из любой опасности. Как он это делает? У Ребе свои «секреты фирмы»…

В 1947 году, два года спустя после окончания Второй мировой войны, рабанит Хана Шнеерсон - мама Ребе - прибыла в Париж, чтобы продолжить оттуда свой путь в США, чтобы находиться рядом со своим сыном. Это было после многих лет, когда она находилась в ссылке вместе со своим мужем, рабби Леви Ицхаком Шнеерсоном, ссылка, из которой он не вернулся.

Ребе, который был тогда только зятем Ребе Раяца , прилетел в Париж, чтобы встретить свою мать, которую он не видел на протяжении многих лет, и сопровождать ее по дороге в США. Ребе находился в Париже несколько месяцев, чтобы собрать необходимые для въезда в США документы, и в течение этого времени хасиды Хабада в Париже использовали возможность, и просили у Ребе сделать с ними итваадут (хасидское застолье).

На одном из итваадутов, несколько хасидов попросили у Ребе, чтобы он просил за них пробудить «великую милость» у своего тестя, Ребе Раяца, чтобы они смогли получить визы, выехать из Франции, и приехать в США. Ребе посмотрел на хасидов - среди них были некоторые очень знаменитые хасиды - и улыбнулся.

Вы думаете - сказал Ребе - что кто-то должен напоминать Ребе думать о вас, и пробуждать на вас милость Небес? Я расскажу вам историю.

В результате ареста и мучений, которые Ребе Раяц испытал в застенках ГПУ, Ребе Раяц заболел. Когда он уже находился в США, в течение некоторого времени к нему приходился медсестра, чтобы сделать ему укол. Это всегда происходило в точно установленный час - 7 утра по часам.

Ребе сидел за столом, уже готовый к процедуре. Медсестра заходила, делала укол, и уходила.

Однажды, рассказывает Ребе, она пришла на одну минуту раньше времени. Она постучала в дверь комнаты Ребе Раяца, но никто не ответил. Она подождала до 7 утра, снова постучала - и снова никто не ответил. Она открыла дверь и вошла, и вдруг она видит, что Ребе Раяц сидит спиной к двери, глаза его закрыты, и кажется, он вообще не находится здесь.

Медсестра страшно перепугалась, позвала членов семьи, жену Ребе Раяца и т.д. - и все тоже перепугались, и послали за Ребе (зятем), чтобы он немедленно пришел. Ребе пришел, увидел, в каком состоянии находится его тесть, но не испугался совершенно, только наклонил голову к устам тестя, и услышал, что он очень тихо произносит «Песнь на море». Ребе сказал медсестре и домочадцам, что все в порядке, и не нужно беспокоиться, нужно только подождать. Через некоторое время Ребе пробудился от того, где он находился, и вернулся к своему обычному функционированию.

В ту ночь, двенадцать часов спустя, пришла телеграмма из России, что группа хасидов находилась в смертельной опасности, когда они переходили границу, и если бы их схватили - им бы всем угрожала смерть. В тот момент, когда они смогли, с помощью Вс-вышнего перейти границу - и у них была большая помощь Небес в этом - это был в точности час, когда Ребе находился как бы «в прострации» и говорил шепотом «Песнь на море».

Итак, завершил Ребе свое повествование, знайте, что Ребе находится вместе с каждым хасидом, особенно - с близкими к нему хасидами, и думает о них постоянно, особенно, когда им угрожает опасность. Когда кто-то из хасидов находится в опасности - Ребе находится рядом с ним, пробуждает на него Милосердие Небес, как будто бы берет его за руку, и выводит его из опасного места.

Ребе и хасид

Эта история показывает, насколько тесно связан праведник со своими хасидами. Каждый еврей способен, здесь и сейчас, стать хасидом Ребе. Есть сверх-сознательная связь между Ребе и хасидами. Хотя здесь присутствует также мысль, говорится, что Ребе думает о своих хасидах (а не только молится за них), и кроме того, что он чувствует их и знает, что с ними происходит, есть здесь нечто куда более высокое, способность Ребе силой своей мысли вытащить своего хасида из любой грязи, из любой опасности. Однако, эта «мысль» Ребе о своем хасиде - это вообще не разум. Ясно, что Ребе делает это посредством того, что пробуждает милосердие Небес, чтобы их не схватили, и чтобы им сопутствовал успех, выше, чем природа вещей.

Поскольку нам рассказывают эту историю таким образом, что нет необходимости просить у Ребе пробудить милосердие небес, поскольку так или иначе Ребе связан самой своей сущностью со своими хасидами, мы объясним здесь еще один момент с точки зрения каббалы и хасидизма.

«Пробудить рахамим рабим » на кого-либо - означает пробудить тайну дикна , достичь дикна-кадиша в Арих Анпин, 13 мер милосердия в кетер - там находится источник рахамим рабим . Когда нужно совершить чудо, выше, чем природа вещей, нужно привлечь рахамим рабим из кетер , и недостаточно обычного милосердия зеер анпин .

Привлечение вниз, и воздействие наверху

Почему Ребе смеется, когда хасиды просят его быть посредником, и пробудить «великое милосердие»? - Ясно, что интуиция Ребе относительно своего тестя - и если есть кто-либо, у кого есть интуиция относительно предыдущего Ребе, это несомненно, сам Ребе - то место, из которого пришло спасение - это еще выше, чем дикна а арих анпин , или даже его источник. В каббале говорится, что 13 тикуней дикна имеют два источника (чтобы понять это как нужно - нужно глубоко изучать писания Аризаля) - моха стимаа , скрытый смысл в кетер , который называется в хасидут коах маскиль , и еще выше этого, кетер над кетер , гулголта , «великая любовь» или хефец , выше, чем просто воля на творение миров.

Здесь, в этой истории, как она рассказана, чувствуется связь кетер между этими двумя аспектами: мысль Ребе о тебе приходит из моха стимаа . А то, что он думает о тебе с великой любовью, не просто думает, а любит тебя бесконечной любовью, и эта бесконечная любовь Ребе к тебе - это, по сути, «правая рука», способная достичь тебя. «Правая рука» - всегда хесед , но есть правая рука в зеер анпин , о которой сказано «и правая рука его обнимет меня», это близко ко мне. И есть правая рука-хесед в атик , которая облачается в гулголта , рука, обнимающая целый мир.

Так можно представить себе Ребе, как в этой истории: он выводит тебя из изгнания и из смертельной опасности, своей бесконечной правой рукой, и при этом он полностью сосредоточен на тебе, и даже находится в прострации (как в этой истории), ибо он не находится здесь, а находится вместе со своими хасидами, его рука обнимает их, и так он выводит их).

Эти два аспекта - хафец хесед (облачение хесед дэатик в гулголта дэарих ) вместе со способностью удаленного воздействия, в сокрытой мысли, это есть два источника 13 тикуней дикна , из которых притягивается в мир великое милосердие.


Рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон, шестой Любавичский Ребе

Великое милосердие. Здесь есть масса каббалистических терминов, чтобы объяснить их нужно писать целый трактат по каббале. Я не готов пока… (прим. переводчика)

Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Лишь самые опытные и мудрые раввины имели право создавать искусственных людей големов из нерастительной материи. Пражского Голема изваял из глины пражский раввин Лев бен Бецалель для защиты еврейского гетто от погромов. Но однажды покорный Голем взбунтовался и бросился крушить все, что попадалось ему под руку... Эта история знакома многим. Слово Ивану Мацкерле.

«Легенда о пражском Големе - самая известная еврейская легенда, но, несмотря на ее популярность, историки, в том числе, и еврейские, утверждают, что раввин Лев никогда не создавал глиняного монстра. Упоминания о пражском Големе нет и ни в одной из хроник 16-17 веков. Скорее всего, миф сложился лишь в середине 19-го столетия в польском Галиче и только потом был экспортирован в Прагу».

«Было бы несправедливо лишить Прагу самой известной ее легенды», - говорит Иван. К тому же, ему казалось, что некоторые факты, озвученные в ней, выглядели достаточно правдоподобно. Например, как гласит легенда, когда Голем взбунтовался и отправился громить гетто, ребе Лев выбежал его успокаивать, прервав службу в синагоге. 92-ой псалом остался недочитанным.

«Раввин не допел псалом и выбежал успокаивать Голема. Потом он вернулся и весь псалом пропел снова. Интересно, что только в одной синагоге мира 92-ой псалом повторяют дважды - в пражской Староновой синагоге. Как говорят священнослужители, делается это в память о рабби Леве».

Как утверждает легенда, обездвиженное глиняное тело Голема было перенесено на чердак Староновой синагоги и спрятано в потайной нише. Раввин бен Бецалель строго запретил кому бы то ни было подниматься на чердак. И запрет этот сохранился до наших дней.

«Я обратил внимание на тот факт, что пражский Голем выглядел как нормальный человек, может, чуть более крупным. Великаном он не был. А когда я узнал, как переводится слово «голем» с иврита, то меня озарило. Дело в том, что помимо одного значения - «человек, созданный с помощью магии», «голем» имеет и другое - «дурак», «сумасшедший». У раввина мог работать душевнобольной немой крестьянин, которого Бецалель пытался вылечить, давал ему лекарства. Возможно, эти медикаменты и стали прообразом «магического пергамента», который оживлял Голема. Известно, что только пражскому глиняному силачу пергамент с тайным именем Бога вкладывали в рот, под язык: другим же големам древнееврейские буквы писали на лбу либо вырезали на амулете, который вешали на шею».

Догадка чешского исследователя подтвердилась. В архивах ему удалось отыскать упоминание о душевнобольном еврее Джоссиле, работавшем у раввина. Он, якобы, был физически очень крепок и слушался только своего хозяина. Если предположить, что однажды рабби Лев забыл дать Джоссилу лекарства, и с тем случился эпилептический припадок, то становится понятно, откуда растут ноги у самой известной пражской легенды.

После этого Ивану Мацкерле осталось только побывать на запретном чердаке, куда, по преданию, отнесли Голема. Благодаря знакомству с членами пражской еврейской общины исследователю удалось осуществить свою затею.

«Я взял с собой друга-геофизика с портативным радаром, и мы обследовали с этим прибором целый чердак. Мы искали нишу, о которой писал в своей статье пражский журналист Эрвин Киш, чудом пробравшийся на чердак в 1920 году. Он не нашел следов Голема, но предположил, что тот мог быть погребен в углублении под одной из чердачных колонн. Эту полость мы обнаружили, но она оказалась пустой. Позднее я выяснил, что в 1883 году меняли крышу синагоги, и все вещи, которые лежали на чердаке, спустили вниз и закопали на еврейском кладбище. Но что это были за вещи, были ли там кости несчастного Джоссила, история умалчивает».

Иегуда Лива (Лёв) бен Бецале́ль (а ещё его называют Махаралем из Праги) (1512-1609) — знаменитый раввин и знаток еврейского Закона, мыслитель и учёный. Он изучал и светские науки, особенно был продвинут в математике. По преданию, именно он создал первого искусственного человека - .

Десять фактов о Махарале из Праги


1. Иегуда родился в 1512 году в городе Познани, в семье прославленных раввинов. Его дядя Яков был главным раввином Священной Римской империи. Согласно семейному преданию, р. Иегуда был потомком самого царя Давида.
Бецалель, отец Иегуды, дал своим детям хорошее еврейское образование. Поэтому все его сыновья стали известными раввинами.

2. В те времена у европейских евреев было принято называть детей двумя именами: ивритским и соответствующим ему идишским или немецким. Например, многих евреев звали Дов-Бер - т.е. «медведь» на иврите и идише, или Цви-Гирш, «олень». Иегуда тоже получил второе имя Лёв, от немецкого Löwe (Лёв) - поскольку Лев был символом колена Иегуды, из которого, по преданию, происходит род Бецалелей.

3. Повзрослев, р. Иегуда задумался о женитьбе. Его невестой стала девушка по имени Перла, дочь богатого торговца Шмуэля Рейха. Незадолго до свадьбы он неожиданно разорился и не смог выплатить обещанного приданого. Это было законным поводом для разрыва помолвки. Однако р. Иегуда согласился подождать, пока Шмуэль поправит свои дела. И действительно, в скором времени фортуна переменилась, и тот вновь разбогател. После чего р. Лёв женился на Перле.

4. Когда в 1584 году скончался главный раввин Праги, Махараль стал одним из кандидатов на эту должность. Однако в последний момент был выбран другой человек. Возможно, это произошло из-за того, что Махараль нередко обличал городских богачей, которые притесняли бедняков, мало платили наёмным работникам и неравномерно распределяли бремя налогов.


5. Лишь в 1588 году р. Иегуда был приглашён возглавить общину Праги. В те времена этот город был одним из интеллектуальных и культурных центров Европы. Здесь находилась резиденция императора Священной Римской империи Рудольфа II, известного покровителя наук и искусств. Император был поражён мудростью пражского раввина и впоследствии нередко беседовал с ним. Кроме того, р. Иегуда подружился со многими учёными, жившими при дворе. Особенно близко он сошёлся со знаменитым астрономом Тихо Браге.

6. Ещё при жизни с именем р. Иегуды было связано множество легенд. Согласно одной из них, однажды во время парада конь, на котором ехал император Рудольф, неожиданно взбесился. Все были в ужасе, но вдруг из толпы вышел раввин и одним словом усмирил разбушевавшееся животное.

7. Самая известная легенда, связанная с именем р. Лёва, - это история о големе, глиняном человеке, которого р. Иегуда слепил и оживил, положив ему в рот записку с непроизносимым именем Всевышнего. Так раввин создал себе слугу, который помогал ему в течение недели. Каждую пятницу Бецалель вынимал записку, и голем «умирал» на всю субботу. Однажды р. Лёв забыл это сделать, и голем, необыкновенно выросший в размерах, начал бегать по городу, угрожая всему живому. Р. Иегуда догнал голема в момент наступления субботы, вырвал у него изо рта магическую записку, и голем превратился в огромную бесформенную массу глины, под которой, согласно одной из версий легенды, и погиб прославленный мудрец.

8. Рабби Лёв был раввином в Старо-новой синагоге. В годы Второй мировой войны практически весь еврейский квартал Праги был разрушен. А синагога уцелела. Среди пражских евреев, переживших Катастрофу, ходили легенды, что голем сам спас свою синагогу.


9. Р. Иегуда - один из немногих раввинов, ставших героями художественной литературы. Ваши родители, да и вы сами наверняка читали роман «Понедельник начинается в субботу», где упоминается средневековый алхимик и маг Лев Бен Бецалель. Как вы уже догадались, этот «волшебник» - р. Иегуда. Вы, должно быть, помните, что есть в этой истории и големы. А ещё - стихотворение «Голем» Хорхе Луис Борхес считал лучшим своим произведением.

10. Р. Иегуда скончался в Праге и был погребён на местном еврейском кладбище. Его могила сохранилась и по сей день. К ней приезжают многочисленные паломники и туристы. Говорят, что праведник спасает от зубной боли и совершает много других чудес. Если будете в Праге, зайдите в еврейский квартал. Там рабби Лёву, прославившему свой город, поставлен замечательный памятник.

45-летний профессор Лев Ребет был убит утром в субботу 12 октября 1957 года на лестнице дома на Карлплатц в Мюнхене, где располагалась редакция «Українського Самостійника». Убийцей был агент КГБ Богдан Сташинский. Орудиями убийства стало устройство, которое выстреливало струей синильной кислоты. Оно было изготовлено в московской лаборатории. В настоящий момент, говорят, она называется «лабораторией Х».

45-летний профессор Лев Ребет был убит утром в субботу 12 октября 1957 года на лестнице дома на Карлплатц в Мюнхене, где располагалась редакция «Українського Самостійника». Убийцей был агент КГБ , он же Йозеф Леман, он же Зигфрид Дрегер, он же Ханс-Йоахим Будайт, он же Александр Крылов. Орудиями убийства стало устройство, которое выстреливало струей синильной кислоты. Оно было изготовлено в московской лаборатории, которая во время ЧК называлась «специальным кабинетом», во время НКВД — «камерой», а во времена КГБ — «спецлабораторией №12». В настоящий момент, говорят, она называется «лабораторией Х».

Через два года Богдан Сташинский похожим образом .

А еще через два года Сташинский убежал в Западный Берлин и добровольно предстал перед судом, признав себя виновным в этих двух убийствах. Убийца Ребета и Бандеры сказал, что КГБ приказал ему ликвидировать Ребета, потому что тот был «ведущим теоретиком украинцев в экзиле» и этим очень вредил Москве. А на вопрос: «Почему вы убили первым Ребета, а не Бандеру?» — он ответил: «Потому что был более опасен для СССР, чем ».

Кем же был Лев Ребет, который получил такую оценку от советских спецслужб (разумеется, Сташинский лишь повторял то, что ему сказали в Москве)?

Родился он 3 марта 1912 года в городе Стрый на Прикарпатье, получил образование на юридическом факультете Львовского университета. В 1927 году Ребет поступил в Украинскую Военную Организацию, впоследствии — в Организацию Украинских Националистов. После заключения Степана Бандеры в 1934-1938 годах стал руководителем Краевой Экзекутивы в Западной Украине. Ему удалось возобновить подпольную сеть и активизировать работу организации. Как писал последний главный командир УПА , Ребет был «исключительно интеллигентный человек, который имел собственную концепцию действий на период, когда сеть ОУН была во многих местах разорвана, приближалась новая мировая война и необходимо было готовить будущих солдат быстрее, чем полиция их арестовывала.

Главное внимание уделялось тренировкам, протестные акции, которые могли бы привести к массовым арестам, были приостановлены». Эта тактика дала свои результаты: с началом войны и разделением Польши между СССР и Германией ОУН оказалась единственной украинской организацией, которая смогла сохранить свою подпольную сеть. Однако часть радикалов, неудовлетворенная тактикой эволюционного развития организации и тщательной выучки ее кадров, рвалась в бой; Ребета обвинили в измене, и он даже попал в «ликвидационные списки». Но все прошло: в 1938 году Ребета лишь отстранили от должности руководителя Краевой Экзекутивы…

В 1940 году, когда в ОУН состоялся раскол, Лев Ребет однозначно стал на сторону Степана Бандеры, как и подавляющее большинство ОУНовской молодой генерации. Но в команде этого националистического движения он сразу занял особое место. Как вспоминал его соратник Богдан Левицкий, «была создана т. н. Политическая комиссия, к которой принадлежали Степан Ленковский как председатель, Митринга [чьи взгляды были по содержанию социал-демократическими. — С.Г.], Ривак, Ребет и я.

Здесь рождались проекты программ и разных изданий... На т. н. Краковском конгрессе среда Митринги сумела не допустить принятия разных прогитлеровских постановлений, а были такие позорные попытки!.. Чтобы программа ОУН была «идентичной с программой немецких национал-социалистов». Консервативные позиции в Комиссии занимал единственный Ребет, однако во имя исторической правды должен как свидетель тех событий сказать, что Ребет постоянно и доказательно защищал тезис, что будущее наше общество должно быть плюралистическим, что система многопартийная более прогрессивная, чем однопартийная диктатура».

В начале июля 1941 года, после провозглашения ОУН (р) возобновления Украинского государства, Ребета назначают заместителем председателя правительства. 12 июля он арестован гестапо, два месяца допросов в Берлине — и с осени 1941 до декабря 1944 года Лев Ребет — один из узников концлагеря Освенцим.

В 1945—1954 годах Ребет был одним из руководителей Зарубежных частей ОУН (р). У него было немало работы, прежде всего по организации масштабных идеологических кампаний по разоблачению «прелестей» сталинского режима, в «достижения» которого тогда верило немало западного люда. Еще в 1945—1948 годах профессиональный юрист Ребет был главным судьей Зарубежных частей ОУН. Дело непростое: ведь МГБ пыталось заслать туда своих многочисленных агентов с целью не только достать информацию о намерениях украинского освободительного движения, но и спровоцировать его на безрассудные действия.

В 1954 году, после окончательного раскола ОУН (р), он вместе с Зиновием Матлой возглавил альтернативную организацию ЗЧ ОУН (р), с 1956 года стал лидером ОУН (за рубежом) и главным редактором журнала «Український самостійник».

А параллельно с политической деятельностью он в 1949 году защитил докторскую диссертацию на тему «Государство и нация», выпустил в печать книги «Формирование украинской нации» (1951), «Свет и тени ОУН» (1954), «Теория нации» (1956). В 1954 году Ребет стал профессором права Украинского свободного университета в Мюнхене, сотрудничал в газетах «Українська трибуна», «Час», «Сучасна Україна», разрабатывало теорию народного суверенитета.

Из этих фактов вырисовывается действительно нестандартная фигура: с одной стороны, человек, очевидно, академического склад ума, тексты которого меньше всего похожи на митинговые лозунги или сборник афоризмов — это неторопливый, научно взвешенные размышления, предназначенные для вдумчивого читателя. С другой стороны, умелый организатор-подпольщик, стоический и несокрушимый политзаключенный (три года в польских тюрьмах, три с лишним — в Освенциме), умелый оппонент в острых политических дискуссиях. А в придачу — еще и счастливый муж такой незаурядной женщины, как Дария Ребет, в девичестве — Цисик.

На это, кстати, немногие из исследователей обращают внимание; между тем жены выдающихся деятелей украинского освободительного движения и сами являлись серьезными фигурами. Дария Ребет — магистр права Люблинского университета, член Краевой Экзекутивы ОУН на Западной Украине в довоенное время, участница ІІІ Чрезвычайного сбора ОУН (р), который отказался от авторитарной идеологии и принял демократическую программу, член президиума Украинского Главного Освободительного Совета, один из руководителей ОУН (за рубежом), журналистка и активистка международных женских организаций, в конце концов мать рожденного во львовской тюрьме гестапо в 1942 году Андрея Ребета — впоследствии многолетнего работника Радио Свобода».

Какими же были взгляды сначала одного из главных соратников, а затем одного из главных оппонентов Степана Бандеры? В чем проявились основные идейные расхождения между этими двумя деятелями освободительного движения? Сам Лев Ребет писал об этом так: «По линии оспаривания политики и программы ОУН на родине и пошло формирование эмигрантской группы вокруг Степана Бандеры. (...) Они отчуждались от организации и застряли на довоенных формах, искривив идеологию в сторону (...) автократизма, внутренней нетерпимости и исключительного мелкого, циничного макиавеллизма».

Собственно, первый, еще не окончательный раскол 1948 года в ОУН (р) как раз случился на почве того, что Лев Ребет и ряд других политиков, представлявших УГВР и УПА, выступили против авторитарных для вождя идей, исповедуемых Бандерой, Стецьком и их окружением. В 1954 году этот раскол стал окончательным, в 1956 г. он был оформлен организационно.

Бандера и Стецько предложили вернуться к идеологии действующего национализма с его лозунгом «Украина для украинцев», а Лев Ребет считал это глупостью. Бандера и Стецько пропагандировали авторитарный стиль, зато Лев Ребет и его единомышленники отстаивали принятую в 1943 году новую программу ОУН, главным лозунгом которой был: «Свободу народам, свободу человеку!» и которая, собственно, дублировала лозунги Атлантической хартии, с ней союзники воевали против нацизма. Это была программа либерального или гражданского национализма, и именно она была принята Украинской Повстанческой Армией.

Вот как об этом говорит только что упомянутый сын Льва Ребета Андрей: «Отец пропагандировал эволюцию, а не революцию, то есть постепенные изменения, а Бандера утверждал — без революции не будет Украины. А какая тогда могла быть революция? Отец считал, что люди, жившие тогда в Украине, иногда становились партийцами, потому что не имели выбора. Иначе они не могли бы заниматься своим делом. Например, писатели или научные работники. Они не только спасались, но и спасали все, что могли — культуру, язык, науку, детей своих... А для Бандеры все, кто работали с государством, с СССР, становились врагами. Отец был юристом по государственному праву, это его лозунг: «Украина порабощенное, но суверенное государство, член ООН»... Отец разрабатывал историческую, политическую и правовую почву для становления свободной независимой Украины».

Это действительно было опасно для Кремля: вокруг Ребета консолидировались, с ним сотрудничали лучшие интеллектуальные силы эмиграции. И прозвучал приказ...

Целый ряд идей Льва Ребета сегодня приобрел новую актуальность. Это, в частности, идея формирования украинской нации на политической, культурной, психологической, а не сугубо этнической основе. Это тезис о консолидации общества на базе национальной идеи. Это и акцент на зависимости развития нации от обеспечения ею прав личности. Но во время глобализации, очевидно, особенно интересными являются размышления научного работника относительно того, является ли нация и национальное государство пережитком.

Ребет детально проанализировал трактовку национального вопроса в разных идеологиях и пришел к выводу, что в мире конкурируют две силы, которые соревнуются за доминирование, и обоим вариантам стремления к господству «мешает явление нации, и обе теории, большевицкая и суперкапиталистическая, относятся к ней неблагосклонно».

Поэтому, из умозаключений Ребета, явление нации — вовсе не пережиток; любое сверхгосударственное образование, даже в масштабах мира, эффективно только как свободный союз свободных народов, «среди которых ни один не получил бы преимущества от порабощения других народов и не приобрел бы желания порабощать других, убеждая их, что этого требует эпоха».

Похожие публикации