Приглашаем в путешествие в русской компании! Нарцисс и его легенда Костюм нарцисса для мальчика греческий персонаж

Миф о Нарциссе сам по себе является замечательным примером мифологии Древней Греции, и не может оставить равнодушным даже искушенного читателя. Приведенная версия, правда, относится к позднему периоду Древнего Мира и принадлежит древнеримскому поэту Овидию Назону, написавшего свои знаменитые «Метаморфозы» (между 2 и 8 годами нашей эры) — великий поэтический труд, изложенный в пятнадцати книгах. Миф о Нарциссе можно найти в Третьей Книге «Метаморфозов», и он особенно прекрасен благодаря многочисленным деталям, которые отсутствуют в других мифах, ну и разумеется, благодаря своей глубоко чувственной форме. Именно на эту версию мифа опирается Натан Щварц-Салант, известный американский юнгианский аналитик в своей знаменитой книге «Нарциссизм и трансформация личности». Я считаю, что эта книга должна быть в библиотеке у каждого, кто всерьез интересуется терапевтическими аспектами работы с нарциссическими клиентами.

Для того, чтобы погрузится в миф, я советую прочитать его по крайней мере трижды. Первый раз, чтобы получить общее представление о трагической судьбе юноши Нарцисса. Во время второго прочтения, я рекомендую погрузиться в переживание чувств героев и уделить время для визуализации текста, и лишь при третьем прибегнуть к психологическому анализу, используя краткую информацию о феномене нарциссизма из предыдущего материала и ваших знаний о нем. Вы всегда сможете вернуться к строкам этого замечательного текста, чтобы сопоставить какие-то прозрения, примеры и ассоциации с этим вечно живым мифологическим сюжетом.

Миф начинается с восхваления слепого прорицателя Тиресия:

Он, известный и в ближних селениях, и в дальних городах всей Беотии, давал ответы пришедшим к нему людям, и никто никогда не пожалел о том, что попросил у него помощи.

Первой, кто встал на путь изреченной им истины, была нимфа Лириопа, которой однажды овладел речной бог Кефисс, окружив ее со всех сторон водой своего потока. Когда пришло время, у беотийской нимфы появился на свет младенец, которого нимфа могла полюбить даже ребенком. Она дала ему имя Нарцисс. Когда мать Нарцисса спросила Тиресия, доживет ли ее дитя до преклонного возраста, великий прорицатель дал ей такой ответ: «Да, если он никогда не увидит своего лица». Тогда ей показалось, что эти слова ничего не значат. Но все, что произошло потом, подтвердило содержащуюся в них истину: и то, что с ним произошло потом, и то, как он умер, и овладевшую им безрассудную страсть. Достигнув шестнадцати лет, Нарцисс мог считаться и мальчиком, и мужчиной. Много юношей и девушек добивались его любви, но, гордый своим стройным телом, Нарцисс был так холоден, что ни один влюбленный в него юноша и ни одна влюбленная девушка не тронули его сердце. В один прекрасный день Нарцисс отправился ставить ловушки на оленей. За ним по пятам последовала нимфа по имени Эхо, голос которой можно было услышать только в повторении чужих криков; но он сразу исчезал, как только начинали говорить другие или же когда обращались непосредственно к ней.

До сих пор у Эхо был не только голос, но и тело. Но, несмотря на свою болтливость, она не могла говорить все, что хотела, а лишь повторяла последние слова из всего множества слов, которые слышала. Так Юнона отомстила Эхо за ее болтливость: часто, когда Юпитер развлекался со своими любовницами-нимфами у себя высоко в горах, Эхо отвлекала его жену Юнону длинными историями, позволяя горным нимфам убежать и скрыться от ее ревнивых глаз. Узнав об этом, Юнона сказала Эхо: «Твой обманувший меня язык будет меньше болтать, когда станет покороче и тем больше получит наслаждение, тем меньше будет говорить». Так все и получилось. И все-таки Эхо могла повторять последние фразы услышанной речи и возвращала обратно последние услышанные ею слова.

И вот теперь, увидев Нарцисса, бродившего по лесной чаще, она воспламенилась любовью и украдкой последовала за ним. Чем больше она к нему приближалась, тем сильнее в ней разгоралось пламя любви, подобно тому, как горит на конце факела липкая сера, которая вспыхивает сразу, как только ее подносят к огню. О, как долго она пыталась приблизиться к нему с чарующей речью, как ей хотелось умолить юношу полюбить ее! Но над ней тяготел запрет Юноны, к тому же она не могла обратиться к нему первой. Но Эхо была готова ждать, пока заговорит Нарцисс, и вернуть ему все, что он ей скажет.

Наконец юноша увидел, что отстал от своих спутников, и тогда он закричал: «Есть кто-нибудь здесь?» — «Здесь!» — ответила Эхо. Изумленный, он оглянулся вокруг и закричал громким голосом: «Приди!» — «Приди!» — отозвалась ему Эхо. Он посмотрел назад, но никого не увидел, и тогда закричал снова: «Почему ты бежишь от меня?» — и опять услышал в ответ собственные слова. Обманутый неизвестным голосом, он остановился и крикнул: «Пойдем со мной!». Эхо радостно закричала: «Пойдем со мной!» — и выскочила из своего укрытия, чтобы обвить руками шею Нарцисса и крепко сжать его в объятиях. Но, увидев, как приближается Эхо, он побежал прочь от нее со словами: «Руки прочь! Не нужны мне твои объятия! Я скорее умру, чем лягу с тобой!» — «Лягу с тобой!» — повторила она, и на этом все закончилось.

Отвергнутая нимфа скрылась в лесной чаще, пряча в листве горящее от стыда лицо, и всю оставшуюся жизнь провела одна в горных пещерах. Но хотя ею пренебрегли, любовь все еще жила в ней и даже росла вместе с ее скорбью. Бессонные бдения Эхо привели ее к полному истощению; она стала изможденной, морщинистой, а со временем ее тело совсем растворилось во влажном воздухе. От нимфы остались только кости и голос, а затем — только голос; говорят, что ее кости превратились в камни. Эхо прячется в лесах, ее больше не видно на горных склонах, но каждый может услышать ее голос, в котором она продолжает жить.

Так Нарцисс посмеялся над нею, как насмехался над другими горными и морскими нимфами и над своими товарищами-юношами. Наконец, один из них, презираемый Нарциссом, подняв к небесам руки, взмолился: «Пусть впредь он будет любить только самого себя и никогда не получит того, что любит!» Богиня Немезида услышала эту отчаянную мольбу. Неподалеку находился водоем с чистой серебряной водой. К этому водоему пастухи никогда не пригоняли стада. К нему не спускались козы, которые паслись на горных склонах. Его поверхность никогда не тревожили коровы, птицы, дикие животные и даже ветви, в тени которых он покоился. По берегам его росла трава, тянувшая из него воду, и находившаяся неподалеку рощица никогда не страдала от солнечного зноя. Привлеченный прелестью этого места, утомленный жарой и погоней юноша прилег на берегу, чтобы отдохнуть и напиться воды.

Чем больше он старался утолить свою жажду, тем сильнее она становилась. Когда он стал пить из ручья, то увидел на поверхности воды прекрасное отражение. Он влюбился в свою несбыточную надежду и поверил в то, что она сбудется, хотя она была только его тенью. В безмолвном изумлении Нарцисс смотрел на свое отражение, оставаясь лежать, подобно статуе, высеченной из парианского мрамора. Лежа на берегу, он любовался своими глазами, подобными двум сияющим звездам, своими локонами, достойными самого Бахуса и самого Аполлона, своими нежными щеками, шеей цвета слоновой кости, благородной красотой своего лица, румянцем, который от смущения выступил на его белоснежной коже: короче говоря, он обожал все это, обожая самого себя.

Завороженный, он желал самого себя; он воздавал хвалу, и предметом его восхвалений был только он сам; он долго искал, и объект его вожделений нашел его самого; он зажигал любовь в других, а теперь сам загорелся любовью. Сколько напрасных поцелуев он посылал пустому бассейну? Сколько раз он опускал в воду руки в стремлении обнять свое отражение, которое видел, и всякий раз его объятия оставались пустыми? Он не имел никакого понятия о том, что видел, но то, что он видел, воспламеняло его любовь, очаровывало его и смеялось ему в глаза. О, бедный маленький глупыш, зачем ты напрасно мучаешься, стараясь обнять ускользающий от тебя образ? То, что ты ищешь, сейчас находится здесь, но едва ты отвернешься, твой любимый образ исчезнет. То, к чему ты так стремишься, — всего лишь тень твоего отражения, в которой нет ничего реального. С тобой она пришла, с тобой она остается, с тобой она и уйдет, если, конечно, ты вообще сможешь уйти.

Так, лежа на берегу ручья, он не знал ни сна, ни отдыха и не думал о еде; распростершись в прибрежной тени, он пожирал глазами свое отражение и никак не мог на него насмотреться, пока совсем не лишился сил. Чуть приподнявшись, он повернулся к деревьям, раскинул руки и закричал: «О, лесные чащи, неужели у кого-нибудь на свете любовь была более жестокой, чем у меня? Может быть, в прошлом — вы ведь помните все, ибо живете века, — был еще кто-то, испытавший подобные страдания? Я очарован тем, что вижу; но то, что очаровало меня и чего я ищу, я никак не могу найти, и это видение приковало к себе мою любовь. И умножает мою скорбь то, что разделяет нас не огромный океан, не дальняя дорога, не горные перевалы, не городские стены с наглухо запертыми воротами, а прозрачная поверхность водной глади.

Он, находящийся там, сам жаждет моих объятий. Ибо лишь только мои губы устремляются к сверкающей воде, он поворачивается ко мне лицом и его губы ищут встречи с моими. Вам, наверное, кажется, что к нему можно прикоснуться -так мало разделяет наши любящие сердца! Кто бы ты ни был, приди ко мне! О, одинокий юноша, почему, почему ты избегаешь меня? Куда ты исчезаешь, когда я к тебе приближаюсь? Мое стройное тело и мои годы совсем не такие, чтобы их стесняться: в меня влюблялись многие нимфы. Твой дружелюбный взгляд дарит мне какую-то надежду, и когда я раскрываю тебе объятия, ты в ответ раскрываешь мне свои. Когда я улыбаюсь, ты улыбаешься мне, и когда я рыдаю, по твоим щекам бегут слезы. На мои кивки ты отвечаешь кивками, и по движению твоих сладостных губ я могу прочитать ответ на мои слова, хотя ни одно из них не достигает моих ушей. О, я — это он! Я чувствую это, и теперь я узнал свой собственный образ; я сам зажигаю пламя и сам же от него страдаю. Что же мне делать? Должен ли он добиваться меня или я сам должен добиваться его? Зачем вообще добиваться? Я имею все, что желаю; все богатство, которое у меня есть, делает меня нищим. О, если бы я мог отделиться от своего тела! И хотя моя мольба звучит очень странно для влюбленного, я хотел бы, чтобы мой возлюбленный исчез с моих глаз! А сейчас мои силы съедает печаль; мне осталось жить совсем недолго, и жизнь для меня уже не мила. Я не боюсь умереть, ибо смерть избавит меня от несчастий. Я бы хотел, чтобы он, мой возлюбленный, продолжал жить дальше, но будет так, как должно быть: мы умрем вместе, на одном дыхании».

С этими словами он, полубезумный, вновь повернулся к своему отражению. Его слезы капали в воду, ее поверхность покрылась рябью, и на какое-то время в ручье исчезло его отражение. Тогда он вскричал: «О, жестокосердный, зачем ты покидаешь меня? Оставайся со мной, не бросай в одиночестве того, кто так тебя любит! По крайней мере, так ты останешься моим, чтобы я мог хотя бы смотреть на тебя, не имея возможности к тебе прикоснуться, и, глядя на тебя, мучиться от жгучей страсти».

Полный скорби, он разорвал на себе тунику и бил себя в истощенную грудь мертвенно-бледными руками. Под ударами его грудь стала красной: так яблоко, с одной стороны белое, с другой может быть ярко-красным или гроздь еще не созревшего винограда уже может иметь пурпурный оттенок. Когда поверхность воды успокоилась и стала гладкой, он вновь увидел свое отражение и был уже не в силах это перенести. И, как желтый воск тает от мягкого тепла, как морозный иней исчезает под лучами утреннего солнца, так и опустошенного любовью юношу медленно пожирал внутренний огонь. Исчезли красно-белые краски, иссякли все его силы и вся энергия, исчезло все, что когда-то доставляло ему радость, очень мало осталось от того стройного тела, которое когда-то так привлекало Эхо. Но, увидев его таким, все еще полная гнева и не забывшая ничего, она его пожалела, и при каждом вздохе бедного юноши, при каждом ударе в грудь она возвращала ему эти звуки скорби. Он бросил взгляд на столь желанный ему ручей и промолвил, испуская последний вздох: «Тщетна была моя любовь. Прощай, мой возлюбленный!» — и все, что его окружало, вторило его словам. И когда он сказал: «Прощай!» — «Прощай!» — повторила за ним Эхо. Некогда гордая голова Нарцисса опустилась на зеленую траву, и смерть закрыла ему глаза, которые когда-то были его украшением. Но его останки все еще продолжали смотреть на свое отражение в стигийском бассейне. Его сестры-наяды били себя в грудь и рвали на себе волосы в знак скорби о своем умершем брате. Дриады бормотали горькие причитания, а Эхо возвращала им скорбные звуки. Они стали готовиться к погребальному пиру, зажгли факелы и принесли похоронные носилки, но нигде не могли отыскать его тело. На месте, где умер Нарцисс, нашли цветок с желтой сердцевиной и белыми лепестками.

Эта нашумевшая в округе история принесла заслуженную славу прорицателю во всех греческих городах, и везде с почтением произносили имя Тиресия.



Однажды нимфой Лириопой овладел речной бог Кефисс. Вскоре у нее родился сын, которого она назвала Нарцисс. И обратилась Лериопа к предсказателю Тиресию со словами, сколько проживет мой сын?

Это было первое предсказание Тиресия. По легендам он много раз менял свой пол, ему удалось побыть как мужчиной, так и женщиной. Однажды Гера и Зевс поспорили, кто больше получает удовольствия от любви, мужчина или женщина?

Испытавший и то и другое, Тиресий ответил, что женщина определенно получает больше удовольствия. Его слова разозлили Геру, и она лишила его зрения, взамен за это Зевс наделил его даром прорицания.

По менее популярной версии ослеп, когда увидел обнаженную Афину. Но со временем Афина сжалилась, но уже не могла вернуть зрение, взамен подарив дар прорицания.

И ответил Тиресий, что проживет Нарцисс ровно до того момента, пока не увидит своего отражения.

Прошло шестнадцать лет. Нарцисс был великолепен. Внешне он был подобен богу, каждый хотел бы быть с ним. Но всем он отказывал, никого не считал достойным своего внимания.

Однажды когда он охотился в лесу, его заметила нимфа Эхо.

Эхо была проклята богиней Герой за то, что отвлекала ее, пока ее сестры проводили время с Зевсом. Таким образом, ее сестры избежали ревнивого гнева Геры, но она ответила за все их прегрешения. Отныне она больше никогда не сможет отвлекать кого-то своими сладкими речами, лишь последние слова она в силах повторить.


Эхо долго следила за нарциссом и ждала, когда же он что-нибудь скажет. Вскоре нарцисс отстал от своих спутников и закричал: «Есть ли кто здесь?» И нимфа ответила, «Здесь» и вышла к нему, надеясь хоть ненадолго обнять Нарцисса. Но Нарцисс был непреклонен, он отверг ее, сказав, что скорее умрет, чем обнимет ее.

По легенде нимфа настолько полюбила нарцисса, что не смогла справиться с этим горем. Со стыдом она спряталась в горных пещерах, ни ела, ни пила и со временем так иссохла, что тело ее превратилось в камень. Отныне лишь голос ее живет и иногда отзывается на голоса путников.


Узнав об этом, ее сестры взмолились богам, они желали, чтобы Нарцисс также полюбил человека, но он не ответил бы ему взаимностью. Услышали боги печальную историю Эхо и выполнили просьбу нимф.

Вскоре Нарцисс находит необычное озеро. Все это время оно было скрыто от глаз людей и животных. Вода в нем была необычайно чистая, в нем отражалось буквально все, как в зеркале. Нарцисс спустился набрать воды и заметил мужчину.

Он не мог поверить своим глазам, в отражении он видел идеал красоты. Любуясь своим отражением, он осознал, что влюбился в самого себя. Теперь не мог он ни есть, ни спать, все время проводил Нарцисс глядя на свое отражение. Со временем он исхудал, к нему пришло понимание, что недолго ему осталось, но не хотел он больше жить, зная, что смерть избавит его от мучений.


Слыша страдания Нарцисса, лишь Эхо пожалела его. И повторяла за ним его последние слова. Прощай, промолвил Нарцисс своему отражению, прощай, промолвила Эхо. С этими словами Нарцисс умер, но его отражение продолжало жить.

Вскоре когда к озеру подошли его сестры наяды, чтобы забрать тело Нарцисса, они его не обнаружили, а на его месте вырос прекрасный цветок, который так и назвали Нарцисс.

От слез, пресная вода в ручье сделалась соленой, и дриады спросили у ручья, отчего он плачет? И Ручей ответил, что он плачет из-за смерти Нарцисса. Не удивительно ответили дриады, ведь он был таким красивым, а ты видел его красоту так близко. Но ручей ответил, что он никогда не замечал, что Нарцисс прекрасен, в глубине его глаз он видел свое отражение.

Какова же главная мысль мифа о нарциссе?



Нарцисс был самовлюблен и груб с другими. Он всех отвергал, считая только себя достойным самого лучшего. В людях он видел лишь внешнюю красоту, не обращая внимания на внутренние качества.

В этом мифе мы видим две крайности, Эхо любит нарцисса слишком сильно, она буквально погибает из-за него. А нарцисс наоборот, никого не любит кроме себя и также погибает от этого. Миф учит нас, что любовь – это сильное чувство и из-за нее не нужно терять голову, все должно быть в меру. Нельзя быть эгоистом, но и нельзя отдавать всего себя без остатка, забывая, что жизнь это не только любовь.

Кроме этого миф о нарциссе и Эхо учит нас, что все в этом мире возвращается. Как Нарцисс поступал с другими, так и с ним поступила судьба.

Миф

Согласно Овидию, в него были влюблены многие юноши и девушки, но он отвергал их. Тогда они воззвали к Немесиде , и та вняла их просьбам. По одному из рассказов, Аминий, один из отвергнутых влюбленных, покончил с собой перед домом Нарцисса, прося божество о мести .

Во время охоты он увидел в реке своё отражение, влюбился в самого себя, не смог с ним расстаться и умер от голода и/или страдания. Когда пришли за его телом, его там не было, но на том месте, где оно должно было быть, вырос цветок нарцисс , его сестры-наяды оплакали его .

Источник Нарцисса показывали в местности Донакон (Тростниковое ложе) на земле феспийцев. Умер у источника. По другому сказанию, у него была сестра-близнец, в которую он влюбился и, когда она умерла, стал ходить к этому источнику и утешился .

Имя Нарцисса стало нарицательным и символизирует гордость и самовлюблённость.

Согласно одному из античных толкователей, близких платонизму , Нарцисс увидел «в текущей природе материи свою собственную тень, то есть внутри материи - живое существо, которое является последним образом истинной души, и постаравшись обнять эту душу как свою собственную (то есть, возлюбив живое существо ради него самого), он задохнулся, утонув, как если бы погубил истинную душу » .

Примечания

См. также

Ссылки

  • Николай Кун: Легенды и мифы Древней Греции . Архивировано
  • Р. Грейвз. Мифы Древней Греции . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  • Паскаль Киньяр. Нарцисс . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. // Киньяр П. Секс и страх: Эссе: Пер. с фр. - М.: Текст, 2000, с. 130-140
  • New light on the Narcissus myth: P.Oxy. LXIX 4711 . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Заумь
  • Нарцисс

Смотреть что такое "Нарцисс (мифология)" в других словарях:

    Нарцисс - Нарцисс: В Викисловаре есть статья «нарцисс» Нарцисс (растение) род однодольных растений семейства Амариллисовые. Нарцисс (мифология) персонаж древнегреческой мифологии, сын речного бога Кефиса, влюбившийся в своё отражение.… … Википедия

    НАРЦИСС - (лат. narcissus). 1) у древних имя человека, обладавшего такою красотою, что, увидя себя в зеркале, влюбился в самого себя. От этой безнадежной любви он погиб, и из крови его вырос цветок, названный его именем. Отсюда, как общее назв.: пустой… … Словарь иностранных слов русского языка

    Нарцисс в мифологии

    Нарцисс, в мифологии - (Νάρκισσος) красивый юноша из Фестий или Лакедемона, сын реки Кефисса и нимфы Лейриопы. На вопрос, какова будет судьба мальчика, Тиресий ответил Лейриопе, что он достигнет старости, если не увидит сам своего лица. О смерти Н. мифология сохранила… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ - Сущность Г. м. становится понятной только при учёте особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших всё многообразие человеческих отношений и природных явлений. Г. м.… … Энциклопедия мифологии

    Греческая мифология - сведения о Г. м. дошли до нас в огромном кол ве памятников письменной лит ры: худож. и науч. Основными источ. изучения Г. м. явл. «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Миф у Гомера излагается как объектив. явление, сомнения в реальности к рого у… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Мифы Беотии - Содержание 1 Введение 2 Топонимы 3 Фивы 3.1 Царские династии … Википедия

    Флора древнегреческой мифологии - Изучению растительного кода мифа и связанных с ним систем классификации посвящена большая литература. В нижеследующем перечне систематизированы данные греческой литературы, относящиеся не только к грекам, но и к другим народам. Содержание 1… … Википедия

    Пигмалион - У этого термина существуют и другие значения, см. Пигмалион (значения). Франц фон Штук. «Пигмалион» Пигмалион (др. греч … Википедия

Многим известна древнегреческая легенда о прекрасном юноше Нарциссе, который умер от любви к себе. Однако не все знают, почему его именем был назван цветок.

Согласно одной из наиболее ранних легенд, Нарцисс (или Наркисс) являлся сыном беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы. Когда их сын был еще младенцем, родители спросили прорицателя Тиресия о том, какое будущее уготовано их мальчику. Тиресий ответил, что Нарцисс будет жить счастливо до глубокой старости лишь в том случае, если никогда не увидит своего лица.

Младенец превратился в мальчика, мальчик - в прекрасного юношу. Он был так красив, что все девушки, увидев Нарцисса, сразу же в него влюблялись. Однако сердце его оставалось холодным, и он никому не отвечал взаимностью.

Во время одной из прогулок Нарцисс встретился с прекрасной нимфой Эхо. Нимфа полюбила юношу, но Нарцисс даже не заметил ее. От горя нимфа стала сохнуть, и через некоторое время от нее остался лишь звонкий голос.

Эхо собрала всех отвергнутых Нарциссом женщин. Они отправились к богине правосудия Немезиде и потребовали наказать жестокого юношу. Богиня ответила на их просьбу согласием и заставила Нарцисса склонить голову над рекой. Увидев свое отражение в воде, он был поражен собственной красотой и не мог оторвать взгляда от воды. Несколько дней Нарцисс просидел у воды, влюбленный в собственное отражение.

Согласно одному варианту легенды, он умер от голода на берегу реки. По другой версии, Нарцисс протянул руки, стараясь обнять свое отражение, упал в воду и утонул. На том месте, где Нарцисс сидел, любуясь собственным отражением, вырос прекрасный цветок. В более поздних легендах история Нарцисса излагается иначе. Одна из них повествует о том, что у юноши была сестра-близнец, которую он очень любил. Девушка неожиданно умерла, но брат никак не мог забыть ее. Однажды он взглянул в незамутненный источник, увидел свое отражение и принял его за умершую сестру. Так он и сидел у источника, смотря на свое отражение до тех пор, пока не умер.

Нарциссы росли в Греции повсеместно. Греки восхищались этими красивыми цветами, считая их символом умирающей и воскресающей природы, и посвящали им различные легенды.

Другая легенда рассказывает о том, что косвенной причиной смерти Нарцисса явилась не нимфа Эхо, а юноша Аминий. Он влюбился в Нарцисса, но, не встретив взаимности, покончил с собой. В наказание за смерть Аминия боги привели Нарцисса к такой же безнадежной любви к самому себе. Он, как и Аминий, не смог справиться со своими чувствами и покончил с собой, заколовшись на берегу реки. Из капель крови, вытекших из тела Нарцисса и упавших на землю, выросли цветы.

Из книги Энциклопедический словарь (Н-О) автора Брокгауз Ф. А.

Нарцисс Нарцисс (NarkiissoV) – красивый юноша из Фестий или Лакедемона, сын реки Кефисса и нимфы Лейриопы. На вопрос, какова будет судьба мальчика, Тирезий ответил Лейриопе, что он достигнет старости, если не увидит сам своего лица. О смерти Н. мифология сохранила несколько

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АХ) автора БСЭ

Нарцисс Нарцисс (Narcissus L.) – род однодольных растений из семейства амириллевых. Это травы, снабженные плотными луковицами и лентообразными, различной ширины, листьями. Цветы сидят на верхушках безлистных стеблей по одному или по нескольку, одетых пленчатой поволокой.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

Ах Нарцисс Ах (Ach) Нарцисс (29.10.1871, Эрмерс-хаузен, - 25.7.1946, Мюнхен), немецкий психолог, представитель вюрцбургской школы. Профессор в Берлине, Кенигсберге, Гёттингене. В противовес распространённым в то время взглядам на процессы мышления как на управляемые законами

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги Миллион блюд для семейных обедов. Лучшие рецепты автора Агапова О. Ю.

Нарцисс, Наркисс (греч.) - прекрасный юноша, сын беотийского речного бога Кефиса и нимфы Лириопы. По наиболее известной версии мифа, родителям Н. было предсказано, что Н. проживет до старости, если никогда не увидит своего лица. Н. вырос юношей необычайной красоты, его любви

Из книги Герои мифов автора

Нарцисс Из древнегреческой мифологии. Как повествует римский поэт Овидий в своих «Метаморфозах», однажды Нарцисс, красивый юноша, сын речного бога Кефиса и нимфы Лейриопы, никогда и никого еше не любивший, склонился над ручьем и, увидев в нем свое отражение, влюбился в

Из книги Герои мифов автора Ляхова Кристина Александровна

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Нарцисс Многим известна древнегреческая легенда о прекрасном юноше Нарциссе, который умер от любви к себе. Однако не все знают, почему его именем был назван цветок.Согласно одной из наиболее ранних легенд, Нарцисс (или Наркисс) являлся сыном беотийского речного бога

Из книги Новая энциклопедия садовода и огородника [издание дополненное и переработанное] автора

Из книги Здоровье мужчины после сорока. Домашняя энциклопедия автора Бауман Илья Абрамович

Из книги Все о саде и огороде. Полная современная энциклопедия автора Ганичкин Александр Владимирович

Из книги Справочник умелого цветовода автора Ганичкин Александр Владимирович

Нарцисс В легендах Древней Греции этот цветок олицетворяет прекрасного юношу, который полюбил сам себя и умер от этой любви. Также красив и холоден этот цветок. Однако в некоторых странах его считают символом любви и счастливого брака. В этом цветке столько прелести, что

Из книги автора

Нарцисс Нарцисс необыкновенно нежный ароматный весенний цветок, особенно ценящийся цветоводами за его раннее цветение, за его нежность, хрупкую красоту.Нарциссы имеют крупные белые, желтые или ароматные двухцветные цветки, расположенные по одному или по нескольку на

Из книги автора

Нарцисс Нарцисс необыкновенно нежный ароматный весенний цветок, особенно ценящийся цветоводами за его раннее цветение, за его нежность, хрупкую красоту.Нарциссы имеют крупные белые, желтые или ароматные двухцветные цветки, расположенные по одному или по нескольку на

А вы знаете почему самовлюблённых людей называют нарциссами? Почему именно этот цветок, а не прекрасная роза, пышный пион или статный гладиолус?

По древнегреческой легенде у речного бога Кефисса и нимфы Лириопы был сын, прекрасный юноша (читай подросток, психологически незрелый человек, не определившийся со своей сексуальностью). В него влюбилась нимфа Эхо. Но он отверг её чувства, чем разгневал богиню любви Афродиту и навсегда был лишён способности любить взаимно. От безответной страсти нимфа стала сохнуть и остался от неё только голос — эхо, вторившее своим собеседникам (та, которая отчуждена от своего тела, не имеет своего мнения, уверенности и любви к себе, повторяет за другими). А сам Нарцисс так и умер, не в силах оторвать взор от своего отражения.

Этот цветок распускается одним из первых весной (важность быть во всём первым, в лидерах). Его соцветие всегда склонено немного набок и, когда он растёт у водоёмов, кажется, что он любуется на своё отражение. Чрезмерное акцентирование на собственной персоне, гордыня и превосходство над людьми, убеждённость в особом положении, ожидание безусловного принятия всеми и хорошего отношения, неадекватная оценка своих талантов и достижений, поглощенность фантазиями о себе и идеей о непременной зависти окружающих — всё это характеризует личность нарцисса. Я оглушаю, я ошеломляю, я одурманиваю — так переводится с греческого нарцисс (narcao).

У древних греков этот цветок считался символом смерти. Патологический нарциссизм является смертноносным. Цель — совершенство и достижение идеала во всём, по сути не несёт в себе жизни, где есть дуальность, середина и даже посредственность. Либидо направлено на себя, а не на взаимодействие с другими, где есть границы и различия себя и значимого Другого. Любовь - глубинное и интимное чувство, направленное на другую личность. Из взаимодействия двух различных энергий рождается новая жизнь. При нарциссизме же влечение испытывается к самому себе или себе подобным (считай бесполым и гомосексуальным), к таким же «великим и особенным» нарциссам. А значит там нет продолжения жизни. Биологически, конечно, в такой паре может родиться ребёнок, но себя, своего психологического пространства он не будет иметь. У нарциссичных родителей дети также становятся нарциссами.

Чрезмерные инвестиции в своё тело, желание быть вечно молодым, красивым, с идеальными пропорциями в превосходных нарядах — всё это вклад в себя ради оценки других. Когда юноша увидел своё отражение в реке, то наклонился, чтобы поцеловать его, но свалился и утонул. На этом месте вырос прекрасный, стремящийся к тёплому солнцу, нежно-хрупкий, как Эго нарциссического типа личности, холодной красоты цветок — нарцисс. Стремясь привлечь к себе внимание и получить положительную оценку Нарцисс тратит всю энергию на это, не в силах перенести отвержение.

«Достоин своей любви только я, но и себе не отвечу взаимностью» — вот проклятие богини любви Афродиты, от которого страдает нарцисс. Переполненный ненавистью, а не любовью к себе, меряя крайностями, он вынужден окружать себя свитой поклонников (подражающими влюблёнными нимфами Эхо). Короля делает свита. Не способный видеть, чувствовать и осознавать себя, ему постоянно нужно отражение. Похвалили и восхитились сегодня — я самый прекрасный и на вершине блаженства, а завтра недооценили — я полное ничтожество и на дне чёрной печали.

По сути нимфа Эхо также страдает нарциссизмом, влюбляясь в романтический образ, который сама же и спроецировала на юношу Нарцисса. Но нарциссизмом может страдать и мужчина и женщина. Сам нарцисс всегда создаёт вокруг себя флёр шарма и обаяния, стремясь завоевать признание и любовь окружающих. Имитация, копирование и подражание — в этом нарциссизм Эхо. Идеализированный в фантазиях, он является спасением для её обесцененной самости. Ею движет желание слиться с партнёром, чтобы присвоить его качества превосходства и величия, приподняв тем самым её самооценку. Сильная зависимость от мнения окружающих выражается в потребности играть роли, носить маски и желании соответствовать их ожиданиям. «Как на меня посмотрят», «что обо мне подумают», «а вдруг меня отвергнут» - такие мысли постоянно в зоне внимания. Чувства стыда и вины, гордыня и заносчивость, тревога и меланхолия — постоянные спутники нарциссов.

Над нимфой Эхо тяготело проклятие богини Геры за излишнюю болтливость и обман. В наказание она была изгнана и лишена языка, оставив возможность только повторять последние слоги слов за кем-либо. Не имея опоры на своё Я нарциссы оттачивают мастерство подражания. Копирование и присваивание себе чужого, выдавая за своё мнение где-то услышанное или позаимствованное — всё это от скудности внутренного мира Я. В отсутствие своего мнения, в стыде и страхе отвержения вместе с горделивым ощущением своего навыка копирования, (ведь это единственное, что у неё есть), несёт своё несчастное существование Эхо. «А король-то голый» (с).

Застывший в вечной юности, нарцисс является символом весны, смерти в юности, сна и возрождения. Цветок быстро увядает и в этом его влечение к смерти. Древние греки изображали его на надгробиях, символизируя метафору, что смерть есть сон. И ведь действительно, если вдуматься, то зацикленный исключительно на себе, на своём превосходстве и ничтожестве, отчуждённый от своего Я, нарцисс не живёт, он погружён в сон в своём стремлении к совершенству. Название цветка перекликается со словом «наркоз», в греческом языке имея один корень, что означает «нечувствительность». Не чувствуя себя, не чувствуя эмоций других людей, но всецело зависящий от них, нарциссу для выживания так важны власть, контроль и управление. Ставя в зависимое положение других от себя, манипулируя, есть шанс контролировать их и справляться с тревогой. Властвуя, требуя полного подчинения себе нарцисс не допускает критики, желая получить исключительное одобрение своим поступкам.

Нарцисса тяжело и больно любить, будь то дружеские отношения, любовные или родственные связи. Он не способен на взаимность, деспотичен, безразличен и не имеет жалости, холодно и жестоко игнорируя чувства другого. Используя в своих интересах и жонглируя человеческими судьбами как заблагорассудится, ведь значимого Другого для нарцисса нет, люди - функция, выполняющие свою роль для удовлетворения потребностей нарцисса. В мифе в Нарцисса влюбился юноша Аминий. Нарцисс бессердечно подал ему меч, чтобы тот убил себя. Обреченные сохнуть от любви, забывая о своих интересах, влюбленные в нарцисса также теряются по жизни, отвергая свою душу и плоть, как и Нарцисс, умерший от голода и страдания, бесконечно всматриваясь в своё отражение в реке.

В наказание за свою бессердечность гнев богов выражен в мести. Мстительность и обидчивость с отсутствием критичности мышления — метафора отчаяния в наказании богиней Немезидой за страдание отверженных молодых людей, влюблённых в нарцисса. Немезида — богиня возмездия услышала проклятия Аминия и мольбы отвергнутых нимф и повергла Нарцисса. Надменный нарцисс как будто мстит всем, кто его полюбит или отвергнет, говоря тем самым «Не нужна мне ваша любовь, вы недостойны меня». Обесценивая всех, спасаясь от любви бегством, как преступник, нанеся опережающий удар.

Весна, лето, осень, зима, и снова весна — цикл времён, который не проживает нарцисс. Не принимая свой возраст, откладывая дела на потом, нарушая границы, обещания и сроки, постоянно пребывая в мечтах о лучших временах, когда будет достигнут идеал, не замечая никого и ничего вокруг — в этом бесконечная весна и юность нарцисса и бесчувственность течения времени.

В мифе родители юноши Нарцисса обращались к прорицателю Тересию с вопросом о будущем ребёнка. Мудрец ответил, что Нарцисс проживёт до старости, если никогда не увидит своего лица. Метафора «увидеть своё лицо» означает увидеть себя, своё глубинное Я и способность трансформироваться через исследование своей души. Постоянно оглядываясь на публику, тщательно скрывая стыд своего несовершенства даже от себя, нарцисс не взрослеет психоэмоционально, оставаясь всегда в душе незрелым и по-детски хрупким. Влюблённый не в себя, а в своё отражение нарцисс совсем не знает своего внутреннего мира, когда-то получив прививку от любви. Потребность быть значимым и хорошим, при постоянном ощущении себя никем и плохим — постоянные качели, где нет самоощущения Я ЕСТЬ. Есть тело, есть работа, недвижимость, деньги — всё это функция для жизнедеятельности, а внутри лишь депрессия, пустота и эмоциональная дыра. Нарцисс как актёр, который так и не сыграл свою главную роль — быть собой, настоящим, живым, естественным и любящим кого-то, кроме себя.

Нарцисса нет без глаз других людей. Но что можно увидеть с позиции юношеского максимализма, да ещё и в течении реки? Изображение не чёткое, разрозненное, фрагментированое. Такое и самоощущение нарцисса с поверхностным искаженным знанием о себе и всемогуществом ребёнка. При всём своём стремлении к отвержению и обесцениванию людей, которые его полюбят, чувства одиночества, изоляции и отчуждённости живут бок о бок с потребностью прильнуть поближе к людям, чтобы лучше отразиться и иметь право на своё существование. «Мне так нужна была ваша близость, но она несёт только боль и разочарование, требуя постоянно её заслуживать» - обесценивающая песнь холодного цветка. «В детстве я так нуждался в любви и принятии, но получил лишь холодное отвержение от самых близких важных людей и скудную похвалу за достижения. Но я справился, я выжил благодаря только себе, я избранный, мои чувства принадлежат только мне и сколько в этом удовольствия!»

Помимо паталогического нарциссизма есть и здоровый нарциссизм. Всё дело в норме и наполненности им.

Являясь частью семейства амарилловых цветок нарцисс имеет ядовитые свойства. Одурманивающий аромат и ядовитые особенности луковиц способны вызывать отравление у животных различной степени. Гиппократ пытался лечить этим растением злокачественные опухоли. На данный момент, содержащиеся в нарциссах алколоиды, применяются для лечения радикулита и хронических воспалений лёгких. В народной медицине спектр применения полезных свойств нарциссов ещё более широк.

Так и с нарциссизмом. Патологический нарциссизм как злокачественная опухоль поражает личность и как яд отравляет всех, кто полюбит Нарцисса. Тогда как в здоровом нарциссизме —лекарство для души, в достаточном количестве любви к себе мы знаем свою внутреннюю суть и исцеляем свои душевные раны, не нуждаясь в постоянном отражении других. Позволяя себе просто быть собой, без наносного и без чрезмерной опоры на мнение окружающих. И жизнь продолжается в здоровой любви к себе, своим близким и к жизни.

Похожие публикации