Кинешемский собор. Успенский собор троице-сергиевой лавры. Захоронение семьи Годуновых

Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте. Государь со всем семейством присутствовал при закладке храма.


Успенский собор. Фрагмент литографии 1860 г.

Его строительство стало продолжением традиции возведения в честь Успения Пресвятой Богородицы главных соборов древних русских городов (в Ростове, Суздале, Владимире, Москве). Освящение храма состоялось в 1585 году уже после смерти царя Иоанна Васильевича, совершил его митрополит Московский и всея Руси Дионисий в присутствии сына Иоанна Грозного государя Федора Иоанновича и его супруги Ирины. Воздвижению Успенского собора было придано государственное значение.


Успенский собор. Вид с западной стороны

Образцом для нового собора главного монастыря России стал Успенский собор Московского Кремля. Монастырский собор повторяет общую композицию пятиглавого и пятиапсидного храма, превышая по размерам столичный образец (соответственно 29,2x42,3 м и 27x39,75 м). В отличие от белокаменного московского храма собор монастыря сложен из кирпича, толщина его стен 2,25 м. Его кубический объем с невысокими апсидами увенчан пятью тесно поставленными главами, первоначальная сферическая форма которых в XVIII в. была заменена на луковичную (тогда же барабан центральной главы был надстроен в высоту). Мощные лопатки, поддерживающие полуциркульные закомары, выступают из плоскости стены на 0,8 м и напоминают собой массивные контрфорсы. Характерным украшением гладких стен собора является аркатурно-колончатый пояс, типичный для владимиро-суздальского зодчества и вновь использованный в качестве декоративного приема при строительстве Успенского собора Московского Кремля.


Успенский собор. Вид с северной стороны

Массивность конструкций и более простой рисунок деталей отличают монастырский собор от столичного храма, возведенного итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти. С западной стороны к собору примыкала открытая паперть, которую в XVIII в. заменили на крыльцо (1781), расписанное по указанию митрополита Платона (Левшина).


Западное крыльцо Успенского собора. Фото 80-x гг. XX века


Внутреннее пространство Успенского собора поражает величественными размерами и насыщенностью светом. Шесть массивных пилонов размером 3x3 м держат высоко поставленные крестовые своды с пятью глубокими барабанами, оконные проемы которых излучают мощный световой поток. Строители монастырского храма не стали воспроизводить форму цилиндрических столбов кремлевского образца, а вернулись к традиционным русским опорам - пилонам прямоугольного сечения.


Успенский собор. Фрагменты росписи сводов и пилонов

Центральные нефы и соответствующие им стены фасадов сделаны шире остальных, не повторяя регулярности форм кремлевского собора. За иконостасом имеются хоры в виде трехъярусной галереи, аналогичные хорам Успенского собора Московского Кремля.


Внутреннее убранство Успенского собора

При главном алтаре устроены два придела: великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины - в честь небесных покровителей царя Федора Иоанновича и его жены царицы Ирины Федоровны Годуновой. Возникновение еще одного придела - святителя Николая Чудотворца - относится к 1608-1610 гг., времени героической 1б-месячной защиты монастыря от польско-литовских войск.


Первая, деревянная рака преподобного Сергия Радонежского

В соборе с «полуденной» (южной) стороны в стеклянном саркофаге хранится главная святыня собора - деревянный гроб, в котором вплоть до 1585 года покоились мощи преподобного Сергия Радонежского. В 1585 году гроб был перенесен из Троицкого собора в Успенский, мощи же Преподобного в Троицком соборе были переложены в серебряную золоченую раку, выполнение которой было завершено при царе Федоре Иоанновиче.


Симеон Богоприимец.
Фреска Успенского собора

Собор был расписан фресками за три с небольшим летних месяца 1684 г. ярославскими и троицкими мастерами под руководством одного из известных иконописцев того времени Дмитрия Григорьевича Плеханова. С именем этого художника связано выполнение целого ряда замечательных росписей, в том числе фресок Архангельского собора в Московском Кремле (1660-1666), Успенского собора в Ростове (1676), Софийского собора в Вологде (1686-1688) и других.


Святитель Алексий, митрополит Московский.
Роспись южной стены Успенского собора


Стенопись Успенского собора выполнена в лучших традициях фресковой живописи XVII столетия и представляет собой целостный и яркий комплекс. На протяжении XVIII-XIX вв. она неоднократно поновлялась и в некоторых местах сохранилась под несколькими слоями записей. На северной и южной стенах в четырех регистрах помещены изображения на евангельские сюжеты, на темы акафиста Божией Матери, семи Вселенских Соборов и пояс «полотенец», на западной стене - «Страшный Суд». На мощных пилонах и в оконных проемах изображены фигуры святых.


Равноапостольный великий князь Владимир. Роспись пилона


Примечательной особенностью монументальной росписи собора являются многочисленные изображения русских святых княжеского происхождения: благоверных князей Владимира Киевского, Бориса и Глеба, Александра Невского, Михаила Черниговского, Довмонта Псковского, царевича Димитрия и других. Важное место занимают изображения особо чтимых преподобных отцов: Онуфрия Великого, Петра Афонского, Павла Фивейского, Антония и Феодосия Печерских, Зосимы и Савватия Соловецких.

Специальная тема росписи - образы Радонежских чудотворцев преподобных Сергия и Никона, Михея, Максима Грека, Саввы Стромынского, в том числе редкое изображение архимандрита монастыря Дионисия (Зобниновского).


Отрок Иисус Благословляющий. Роспись малого купола Успенского собора

Центральный купол заполняет образ Христа Вседержителя, в малых изображены Господь Саваоф, Отрок Иисус Благословляющий, образ Пресвятой Богородицы «Знамение» и святой Иоанн Предтеча, в барабанах - фигуры праотцев и пророков.


Иконостас Успенского собора

По-видимому, одновременно с фресками был создан резной золоченый пятиярусный иконостас, включающий в настоящее время 76 икон. Большинство икон в иконостасе относится к концу XVII в. Иконы неоднократно поновлялись и находятся под записью XIX в.


Тайная вечеря, 1685 г.

В конце XVII в. в написании икон для Успенского собора принимал участие знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Среди них - одна из последних работ иконописца, подписная икона «Тайная вечеря» (1685 г.; в настоящее время находится в музее «Ризница» Троице-Сергиевой Лавры). Исследователи считают, что изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов на Царских вратах также являются работой Симона Ушакова.


Царские врата иконостаса
Успенского собора


В местном ряду слева и справа от Царских врат представлены наиболее ранние памятники, в том числе иконы первоначального комплекса конца XVI в. Храмовый образ «Успение Пресвятой Богородицы», а также иконы «Святая Троица с бытием» и «Благовещение Пресвятой Богородицы» относятся ко времени освящения собора в 1585 г. Иконы «София Премудрость Божия», «Предста Царица одесную Тебе» и «Похвала Пресвятой Богородицы» датируются 30-ми гг. XVII в.


Успение Пресвятой Богородицы. 1585 г.

Внутри собора сохранились два бронзовых литых и чеканных паникадила XVII в. работы мастеров московской Оружейной палаты, подаренные в монастырь представителями рода Яновых.


Центральное паникадило, XVII в.

У западной стены собора, по обеим сторонам главного входа, стоят 5 каменных надгробий, под которыми покоятся: супруга короля Левонии Магнуса королева Мария Старицкая (в монашестве Марфа, +1614 г.) - дочь удельного князя Владимира Андреевича Старицкого; ее дочь королевна Евдокия (+ 1589 г.), архиепископ Рязанский Моисей (+ 1651 г.), духовник царя Михаила Федоровича Романова и одного из ктиторов собора, архиепископ Московский Августин (Виноградский, +1819 г.), митрополит Московский Макарий (Булгаков, + 1882 г.).


Западная стена Успенского собора

Троицкий собор

1513 в селе Новой Александрове слободе в осыпи соборная церковь каменная Покров Пресвятые Богородицы да у тое ж церкви два предела каменных (из писцовых книг Новоалександровой слободы 1675 года)

В конце XV — начале XVI века в новой Александровской слободе возводится загородная резиденция Великого Князя Московского Василия Иоанновича (1505 – 1533). Центром построек великокняжеского двора стал Покровский собор — третий по величине после Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Дата его освящения зафиксирована в богослужебном сборнике первой половины XVI в. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры: «Лета 7022 (1513) декабря 11 священа бысть церковь Покров Святей Богородицы в новом селе в Олександровском, тогды ж князь Великий и во двор вшел».

Архитектура храма обусловлена ориентацией мастеров Василия III на главную святыню близлежащего Троице–Сергиева монастыря – храм во имя Святой Троицы. Кирпичная кладка стен, сводов и главы Покровского собора эффектно контрастирует с белокаменной кладкой столбов четверика, порталов, архитектурного декора и входных киотов, белокаменного подклета с обходной галереей. Особенности композиции и орнаменты украшающей храм резьбы представляют замечательный пример объединения итальянского декора и ранне-московской белокаменной резьбы начала XV в.

В начале XVII века шведский дипломат Петр Петрей де Ерлезунда так описывал облик Покровской церкви: «Камни ее расписаны разными красками так, что один черный, другой - белый и посеребренный, третий - желтый и позолоченный; на каждом нарисован крест. Все это представляет красивый вид для проезжающих дорожных людей».

Внутренним украшением храма стали выполненные в XVI веке красочные, разнообразные по своим повествовательным сюжетам фрески, а также царские трофеи — привезенные из Новгородского и Тверского соборов врата XIV века, установленные в западный и южный порталы. Первоначальный иконостас собора представлял собой каменную алтарную преграду с фресками. Поверх нее находились тябла с иконами деисусного чина. Каменный престол был обложен медными посеребренными пластинами, резная сень над ним была позолочена.

Главный престол собора первоначально был освящен во имя Покрова Божией Матери. В северной части открытой белокаменной галереи был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского, в южной – святителя Николая Чудотворца. Под алтарем, в белокаменном подклете, находилась крипта для захоронений.

Причт Покровского собора в XVII веке составляли протопоп, 2 попа, диакон, 2 пономаря, 3 сторожа и просвирница. Все они получали из царской казны денежное годовое жалование. Грамотой царя Алексея Михайловича с 1672 года его выдавали в Александровой слободе из кружечного двора «без московской волокиты». Кроме того, священнослужители получали жалование зерном (рожь и овес), а к праздникам – сукно на одежду. Из царских приказов поступали в собор ладан, церковное вино, воск на свечи, мука для печения просфор. Имевший редкий в то время высокий чин протопопа настоятель собора был старшим над священниками всех окрестных селений.

Молитвы к Богу в Покровском храме возносил во время посещений Александровой слободы его создатель Великий Князь Василий III Иоаннович. Царь Иоанн IV Васильевич был усердным богомольцем собора с декабря 1564 по декабрь 1581 года. В 1645 году в Покровском соборе молился Царь Михаил Феодорович, в дар он оставил вызолоченный потир и большое серебряное кадило. В 1671 году приезжал Царь Алексей Михайлович.

Царь Феодор Алексеевич (1676-1682), ежегодно посещавший Успенскую девичью обитель в 1676-81 годах, был в Покровском соборе 29 ноября 1676 года, 30 сентября 1680 года слушал всенощное бдение на престольный праздник Покрова, а за Литургией молился 1 октября в Никольском приделе.

К 1682 году приходской Покровский собор перешел в ведение Успенского монастыря, и, вероятно, в это же время был переосвящен в честь Пресвятой Троицы. Жалование протопопа стал получать монастырский духовник, служили с тех пор в церкви монастырские священники и диаконы, а просфорница стала не нужна, так как просфоры пекли отныне монахини.

В сентябре 1687 года, к приезду в монастырь царя Петра Алексеевича, в Троицком соборе московскими царскими мастерами был поставлен новый пятиярусный иконостас, сохранивший и часть икон XVI века. Перед ним в 1696 году затеплились 6 серебряных с золочеными украшениями лампад и 7-я подъемная, подаренные Царевичем Алексеем Петровичем для поминовения своей бабушки — царицы Наталии Кирилловны.

В сентябре 1700 года в бывшем Никольском приделе освящен престол в честь праведного Симеона Богоприимца (упразднен в 1870 году).

К началу XVIII века окружающая собор галерея была закрыта, объединив в одно здание две западные белокаменные палаты, где помещались богатая ризница и монастырская библиотека с коллекцией рукописей, документов и старопечатных книг.

В XVIII-XIX вв. в Троицком соборе неоднократно производились большие ремонтные работы. На средства купца Зубова в Сергиевском приделе в 1852 году был установлен новый резной позолоченный иконостас, а к 1889 году в таком же стиле на средства александровских купцов Первушиных – пятиярусный в центральном храме, с сохранением старых икон. В 1887-89 гг. под руководством археолога Г.Д. Филимонова художником-живописцем А.Д. Белоусовым очищены от трехслойной записи масляными красками алтарные росписи и 6 фресок на столбах, а по нижней части стен открыты хорошо сохранившиеся полотенца.

Весной 1922 года комиссией по изъятию церковных ценностей были вывезены многие драгоценные оклады, ризы и венцы с икон, а наиболее ценные предметы переданы местному музею. В январе 1923 года Троицкий собор был отобран у монастыря и передан в ведение музея, которым использовался как склад для хранения реквизированных церковных ценностей из храмов и монастырей Александровского уезда, а с 1931 года – как антирелигиозный отдел.

В мае 1923 г. в ходе реставрации архитектор П.Д. Барановский снял с Троицкого собора 4 поздних главы (1824-25 гг.). В 1926 году была смыта позолота с иконостасов, а вскоре разобран и сам иконостас собора.

В 1927 году размещенными на территории беспризорниками из Троицкого собора были украдены несколько подсвечников и лампад. В последующие годы наиболее ценные иконы и оклады, церковная утварь, рукописи, изразцы были вывезены в фонды Государственного Исторического музея (г. Москва) и Владимиро-Суздальского музея (г. Суздаль).

По неотступным просьбам верующих в 1946 году власти разрешили возобновить богослужения в Троицком соборе монастыря. 24 августа (в день памяти преп. Корнилия) он был передан в аренду приходской общине и на долгие годы стал единственным действующим храмом в районе.

В эти трудные для церкви годы священнослужителями в нём были образованные, высокой духовной жизни пастыри: протоиереи Петр Успенский, Николай Харьюзов, Леонид Розанов, Андрей Бородачёв, профессор протоиерей Андрея Сергеенко, протодиакон Сергий Зензивеев и другие. Почти все они перенесли страдания за веру: тюрьмы и лагеря, унижения и притеснения. Среди прихожан храма были уцелевшие монахини, которые пели на клиросе, прислуживали в алтаре.

Утраченный иконостас был заменен новым, выполненным в стиле позднего классицизма, из церкви села Покрова. В конце 1940-х годов под руководством архитекторов П.С. Полонского и Н.В. Сибирякова значительно обветшавший храм на средства прихода был отремонтирован. Удалены два боковых крыльца, сделана отмостка вокруг храма с отводом воды, восстановлены подклеты, отремонтирован купол и устроено водяное отопление. В 1980-х годах Владимирской реставрационной мастерской были произведены пробные расчистки фресок XVI в., а также поновлена фресковая живопись купольной части, северной и западной стен основного объема.

С открытием монастыря 1 января 1992 года в Троицком соборе возобновились богослужения по монастырскому уставу и чтение неусыпаемой псалтири. В мае 1995 года в соборе были помещены обретенные мощи преподобного Корнилия (†1681), перед которыми стали служиться молебны. За два десятилетия монастырем произведены большие ремонтно-реставрационные работы, закончено восстановление уникальных фресок. В 2010 году воссоздан пятиярусный тябловый иконостас.

Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Собор действует.

Престолы : Успения Пресвятой Богородицы, Александра Невского, Владимира равноапостольного.

Год постройки : 1745.

Работает церковная лавка.

Собор Троицы Живоначальной.

Собор действует

Престолы : Троицы Живоначальной, Алексия, митрополита Московского, Михаила Архангела, Покрова Пресвятой Богородицы.

Год постройки : 1838.

Архитектор : Висконти, Ефимов.

Троицко - Успенский собор, состоящий из двух храмов (Троицкого (1838 г.), Успенского (1745 г.)) и колокольни (1798 г).

Расположен на высоком крутом берегу Волги, на территории бывшей крепости. Самая ранняя постройка комплекса - Успенский собор, сооруженный в 1745 г. Затем была возведена стройная колокольня, в облике которой явно ощущаются костромские архитектурные традиции. В 1838 г. по проекту архитекторов И. Ефимова и Д. Висконти создан Троицкий собор. Все сооружения комплекса выполнены из кирпича и оштукатурены.

В достопамятные времена на месте нынешних Успенского и Троицкого соборов стоял деревянный храм. Он сгорел вместе с прятавшимися в нем жителями во время польской осады в 1609 году. Новый каменный собор был поставлен в 1745 году и посвящен Успению Божией Матери. Каждый год 28 августа крестным ходом под звон колоколов отмечается в Кинешме престольный праздник. По городу плывут осенние пышные букеты цветов, поддерживаемые парчой духовенства и окружающие распростертую над толпой плащаницу Богородицы. В этот день совершается чин погребения Пресвятой Девы. Кинешемский собор - один из немногих в стране, где этот чин совершается по всем канонам.

Успенский собор почти всё атеистическое время оставался действующим. В соборе сохранилось много старинной церковной утвари и икон. Особенно стоит отметить местно чтимую икону Божией Матери Феодоровской времен царя Михаила Федоровича - список с чудотворной костромской иконы, созданный примерно в одно время с оригиналом, и мироточивую Иверскую икону Богородицы. А также Евангелие того же времени, напечатанное при патриархе Филарете.

Троицкий собор моложе Успенского на век, и воздушность его росписей подчеркивается многооконным куполом, благодаря чему, весь собор как будто залит светом. С 1866 года, в связи с учреждением Кинешемского викариатства, соборы эти стали кафедральными. В дни престольных праздников служение под их сводами совершает епископ. В Успенско - Троицком соборе хранится ковчег с мощами многих великих святых. В дни памяти святых ковчег выносится на поклонение.

Рядом с соборами возвышается колокольня-звонница - одна из лучших в Ивановской области колоколен, сооруженных в стиле, переходном от барокко к классицизму. Стройное четырехъярусное сооружение состоит из постепенно уменьшающихся в плане четвериков и завершено граненой купольной кровлей с люкарнами, над которой поднимаются еще два четверика, увенчанные вазообразной главкой и высоким шпилем, устремленным в небо.

Ансамбль Троицко-Успенского собора в Кинешме можно увидеть на возвышенности на берегу Волги, на территории старого городского укрепления. Комплекс состоит из двух соборов: летнего Троицкого и зимнего Успенского.

Каменный Успенский собор построили в Кинешме примерно на том месте, где в Кинешемской крепости стоял деревянный Спасо-Преображенский соборный храм, сожженный поляками в 1609 году. В некотором смысле каменная церковь стала памятником тогдашним защитникам города.


Саша Митрахович 03.04.2018 08:21


Деревянный предшественник каменного Успенского собора возвели в прежней «осыпи» (так в документах XVII столетия называется Кинешемская крепость, основанная, как предполагается, в конце 1530-х годов). Находилась она примерно на том месте, где сейчас возвышается Успенский собор. И имела посвящение в честь Преображения Господня.

Во в 1609 году польский отряд пана Лисовского, разгромив местное ополчение, ворвался в крепость. Как случалось в подобных случаях, все самое ценное, включая особые святыни и важные документы, было снесено в собор; там же закрылись те из горожан, кто не мог держать в руках оружие. В храме, подожженном поляками, они и погибли.

Следующие по времени сведения об Успенском соборе относятся уже к 1745 году, то есть к периоду его строительства и освящения, среди новых каменных храмов, построенных в ней в 1720—1750-х годах, значился и каменный собор. Его освятили в 1745 году.


Саша Митрахович 03.04.2018 09:00


Не слишком богата на «громкие» события. Пожалуй, самое интересное в начальной истории собора — это его превращение в соборный комплекс, ныне являющийся главным символом Кинешмы. В 1798 году рядом с Успенским собором поднялась стройная колокольня, а спустя сорок лет — зимний Троицкий собор. Все это, к счастью, пережило советское лихолетье и сохранилось до наших дней. Тоже ведь своего рода чудо.

Менялся внешний вид и самого Успенского собора. В начале XIX века к храму с запада пристроили низкий притвор с двухколонным портиком; в середине столетия собор обзавелся двумя приделами — их освятили во имя и равноапостольного князя Владимира. В начале XX века приделы надстраивались — видимо, тогда же они приобрели эклектичный, в духе времени, декор. Большие работы производились в соборе в 1850-х годах.

В 1940-х годах Успенский собор был разграблен, следы его дореволюционных святынь затерялись.


Саша Митрахович 03.04.2018 09:00


Складывался постепенно. В самом конце XVIII столетия у северо-западного угла Успенского собора построили отдельно стоящую колокольню. Это — архитектурная доминанта дореволюционной (да и нынешней) Кинешмы. Стиль сооружения — переходный от барокко к классицизму, что очень характерно для провинциального зодчества той поры.

Давно замечено — на «сломах» стилевых эпох, когда новое борется со старым, не забывая заимствовать у последнего наиболее выразительные элементы, нередко появляются удивительные произведения искусства, которые можно условно назвать «синтетическими». Такова кинешемская соборная колокольня — шедевр в своем роде.

Успенский собор

Чтобы понять, как первоначально выглядел Успенский собор Кинешмы, нужно мысленно лишить его западного притвора, выполненного в , и обоих приделов. Тогда увидим простой двусветный четверик с аттиком, увенчанный пятиглавием. Форма — знакомая и весьма архаичная для середины XVIII столетия, когда строился Успенский собор.

В это время в столицах уже доживало свой век и на первые роли готовился выступить классицизм, но в провинции процесс смены стилей шел гораздо медленнее, и главными достоинствами храмов по-прежнему считались добротность исполнения, «крепкость» и следование вековым традициям — в данном случае, владимиро-суздальским и ярославско-костромским, на скрещении которых возводились тогда церкви по всей округе: в Ивановской и Костромской областях подобных храмов, относящихся, в общем-то, к уже «барочному» времени, но выглядящих гостями из прошлых веков, сохранилось немало. Таков и Успенский собор.

Из относительно новых деталей в нем можно отметить лишь восьмиугольные окна апсид да аттик — этот барочный элемент кто-то из местных мастеров подсмотрел в Москве и решил использовать в своей практике. Кто это был — не известно, однако вскоре аттик в «ивановских» церквах стал более чем привычен, почти обязателен. При этом заметим, что украшен аттик в нашем случае арочными нишами, выполняющими роль ложных закомар, то есть и здесь сказалось подозрительное отношение ко всякой «новизне»: ее решили «смягчить» приемами, заимствованными в древнерусском зодчестве.

Впрочем, совсем уж «старообразным» Успенский собор не смотрится, ибо позднейшие пристройки и перестройки превратили его в гибрид, в котором зазвучали ноты и классицизма первой половины XIX века, и эклектики рубежа XIX—XX столетий. Насколько гармоничен вышел результат, однозначно не ответить — мнения на сей счет высказываются разные.

Колокольня

Отойдя от нее на несколько десятков метров («большое видится на расстоянии»), рассмотрим колокольню подробнее. Перед нами — пять ярусов, в плане — уменьшающихся в высоту квадратов. Иногда, впрочем, говорят о четырех ярусах, иногда — о шести; и все это верно, ибо счет зависит от того, что мы называем «классическим» ярусом. Нижний ярус украшен рустом и оформлен пилястрами, второй, третий и четвертый — портиками тосканского ордера, причем если во втором ярусе портики увенчаны хорошо знакомыми нам треугольными фронтонами, то в четвертом роль фронтонов играют выступы карниза, обрамляющие люкарны. То есть нижние три яруса исполнены в «беспримесной» стилистике классицизма, но выше архитектурная структура усложняется элементами барокко. С дальнейшим движением в высоту барочная составляющая «сгущается», чему причиной и граненая форма кровель, с плавными, «колоколообразными» гранями, и напоминающее вазу основание шпиля, стрелой вонзающегося в небо. Выглядит все это довольно необычно, но эстетически убедительно.

Троицкий собор

К двадцати метрах к западу от летнего Успенского собора в 1838 году возвели теплый Троицкий собор. Дата постройки не обманет — это, разумеется, высокий классицизм. На низком основном четверике, дополненном с трех сторон четырехколонными портиками, а с востока — апсидой, покоится мощный световой барабан, перекрытый «приплюснутым» граненым куполом. Изначально других куполов у Троицкого собора не имелось — боковые главы с глухими барабанами появились лишь в начале XX столетия. В плане храм — крестообразный; центральный барабан опирается на четыре столпа. В соборе сохранились академические росписи XIX века.

Автор Троицкого храма нам известен — проект здания подготовил архитектор Иван Ефимович Ефимов (1795—1841), в свое время достаточно известный. Будучи незаконнорожденным сыном отставного офицера-дворянина, он стараниями отца попал в Академию художеств, которую в 1815 году окончил с большой золотой медалью. С 1819 года и до самой смерти Ефимов служил губернским архитектором в Нижнем Новгороде. Был очень плодовитым мастером, ежегодно «выдавая» по нескольку десятков проектов. Правда, многие из них являлись «эхом» утвержденных «образцов», но «эхом» творческим — Иван Ефимович не занимался умножением копий, а всякий образцовый проект глубоко перерабатывал. Так же он поступил и с проектом Троицкого собора, гармонично вписавшегося в складывавшийся соборный комплекс.

Ограда

В середине XIX века территория Троицко-Успенского собора была обнесена кованой оградой с тремя воротами, из коих парадными считались (и считаются) южные; в начале XX столетия в юго-западном ее углу выросла каменная сторожка. На этом формирование соборного комплекса завершилось.


Саша Митрахович 03.04.2018 09:12


Главный вход в Успенский собор находится с запада, он устроен в притворе, в полукруглой части которого прорублены три широких дверных проема: нужный нам — центральный, украшенный двухколонным портиком.

Из притвора посетитель попадает в основной четверик, разделенный колоннами на три нефа. С пристройкой боковых приделов храм стал пятинефным.

Выглядит необыкновенно торжественно, что вообще характерно для соборных храмов, построенных в XVIII— XIX веках. И дело даже не в размерах четверика, которые, в общем-то, не слишком размашисты, а, во-первых, в немалой высоте храма; во-вторых, в его прекрасной освещенности и, в-третьих (но не в-последних), в академических росписях, сплошным ковром покрывающих стены, своды и столпы собора.

Что касается столпов, то их восемь: самая восточная пара и две западные пары имеют круглое сечение; средняя же с востока пара — квадратное. При этом полностью «доступны» обозрению лишь четыре западных столпа — восточные «принадлежат» алтарю, отделенному от помещения для молящихся иконостасом: он примыкает к западным плоскостям квадратных столпов. Таким образом, площадь алтарь занимает весьма солидную — не менее трети площади всего четверика.

Царские врата центрального иконостаса оформлены четырехколонным портиком с треугольным фронтоном, над которым установлено резное Распятие с предстоящими, «заключенное» в арку. В приделах иконостасы попроще, но тоже не без некоторой торжественности.

Перекрытие основного четверика — довольно сложное: это система сомкнутых и цилиндрических сводов с распалубками, опирающихся на столпы и стены.

Фрески Успенского соборного храма

Как мы помним, она была возобновлена в 1855 году, однако позже поновлялась — в начале XX столетия некоторые композиции были написаны заново. Как утверждается в одном из описаний Успенского собора, колорит масляных росписей в процессе реставраций и поновлений оказался «сильно огрублен».

Расположены «фрески» в три яруса — как на стенах, так и на столпах. Темы стенных росписей — евангельские события и Деяния апостолов. Композиции на столпах в нижнем ярусе изображают святых, выше же иллюстрируют не вполне традиционные сюжеты: притчи, видения Апокалипсиса и пророка Исайи.


Саша Митрахович 03.04.2018 09:27


Троицко-Успенский собор в Кинешме (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Ансамбль Троицко-Успенского собора в Кинешме можно увидеть на возвышенности на берегу Волги, на территории старого городского укрепления. Комплекс состоит из двух соборов: летнего Троицкого и зимнего Успенского. Это прекрасный и масштабный ансамбль, возведённый в стиле классицизма в 19 веке, и в него помимо двух церквей входят колокольня и дом священника.

В 1938 г. собор был закрыт, затем открыт в 1945 г. и снова закрыт в 1964 г. С этого времени и до перестройки внутри находилась художественная галерея. В наше время все здания комплекса восстановлены, и обе церкви действуют.

Более старый Успенский собор был выстроен в 1745 г. на пожертвования верующих. Спустя столетие собор капитально отремонтировали и спустя несколько десятилетий, очевидно, немного перестроили. Так, купола относятся к рубежу 19-20 веков. Сегодняшний облик собора - это крупный кубической формы храм с пятью нефами и пятью куполами. Каждый неф завершает полукруглая апсида, в западной части к основной конструкции пристроен баптистерий.

Первоначально Успенский собор выглядел довольно скромно и сдержанно, но его позднейшие пристройки уже отражают стилистические веяния позднейшего времени: это обилие декоративных деталей на стенах, узорные решётки в окнах с наличниками, круглые фальш-проёмы в апсидах. Внутри собора можно увидеть росписи масляными красками, а также старинный иконостас из дерева и оригинальные предметы утвари. Стоит обратить особое внимание на деревянную скульптурную композицию над внутренним восточным порталом: это раскрашенное изображение Тайной вечери, сделанное в первой половине 19 веке в народном стиле, немного грубое, но выразительное.

Троицкий летний собор был возведён в 1838 г. Автором архитектурного проекта стал И. Ефимов, член Петербургской академии. Оригинальное здание собора было с одним куполом, но в начале следующего столетия к нему добавились ещё четыре главы. Сегодня собор представляет собой симметричную церковь с пятью полукруглыми куполами и красивыми классическими треугольными портиками. Их поддерживают колонны с дорическими капителями. В интерьере Троицкого собора также можно увидеть росписи маслом, самые ранние из которых датируются серединой 19 века.

Лучший вид на собор открывается с реки.

Особенно выделяется стройная пятиярусная колокольня собора, построенная в 1798 г. Она считается одной из наиболее живописных в Ивановской области. Это классическая русская колокольня того периода с дорическими колоннами и элементами барокко, сужающаяся к верху.

Также к Троицко-Успенскому собору относится каменная часовенка, которая стоит над братским захоронением жителей Кинешмы, защитников города, погибших в 1906 г. при польском нашествии Лисовского.

В числе наибольших ценностей собора - Фёдоровская икона Божьей Матери, написанная при царствовании Михаила Фёдоровича, а также Новый завет того же исторического периода, который был напечатан при патриархе Филарете.

С 1960 г. собор причислен к охраняемым памятникам федерального значения.

Похожие публикации