Древние символы медицины. Общие медицинские эмблемы. Змея, чаша и посох: происхождение медицинских символов

05.03.2017

Змея - неоднозначный и сложный символ. В европейской культуре она олицетворяет зло, смерть, хитрость, грех, разрушение, дьявола. В Райском саду Змей соблазнил Еву яблоком, что, в конце концов, привело к грехопадению. Но с другой стороны это животное - символ мудрости, обновления и возрождения жизни. Почему же змея, обвивающая чашу хвостом, стала символом медицины и что она означает?

Частично змей ассоциируют с целительством, возрождением и обновлением, благодаря древнему поверью, что они владеют секретом вечной жизни. Животное меняет кожу для возвращения молодости. Змея, обвивающая сучковатый посох древнегреческого бога Асклепия (Эскулапа), способного воскрешать мертвых, была символом врачевания.

Змея стала медицинским знаком из-за того, что якобы обладает знаниями, недоступными простому человеку. Даже бог Эскулап познавал тайны врачевания у нее особым способом. Для того чтобы спасти жизнь человека, он должен был превратиться в змею, узнать ее секреты и обратно вернуть свой облик. Используя эти знания, он врачевал при помощи трав. На эмблеме изначально был изображен эскулапов полоз, неядовитая змея.

Посох Гермеса («посох вестника») носит название кадуцей. Он имеет на себе не одну, а две змеи. Гермес - посланник богов (в Риме его звали Меркурием), владел крылатым посохом, обладающим силой примирения врагов. Когда вестник решил испытать его, поставив между двумя дерущимися змеями, те сразу заползли на кадуцей и обвили его своими телами. Там они и остались, сосуществуя мирно.

Оба мифологических посоха - Асклепия и кадуцей - применяются для обозначения профессий, связанных с медициной. Всемирная организация здравоохранения со временем заменила посох на своей эмблеме на иглу.

По другой версии змея как символ врачевания появилась в Вавилоне во II веке до новой эры. Первые же изображения чаши со змеей известны с 600 года до н. э. Но первоначально они были раздельными и принадлежали дочери Эскулапа, богине здоровья Гигее. Она держала их в разных руках.

Змея, обвивающая чашу, появилась в XVII веке благодаря знаменитому швейцарскому врачу Парацельсу. В период Средневековья большое значение придавали змеиному яду, как субстрату для изготовления лекарственных препаратов. Парацельс был и врачом и алхимиком, он имел свой интерес к этим животным. Для того, чтобы змеи стали для него ценными, они должны были обладать ядом.

Поэтому на современной эмблеме мы видим кобру. В сочетании с чашей она предупреждает врачей - не навреди. Каждый яд в микродозах может быть лекарством, но при неправильной дозировке он смертелен. У нас в России эмблему медицины называют «Гиппократовой чашей».

Она появилась в стране при Петре I для обозначения военной врачебной части. Ф.Р. Бородулин высказывался насчет ее трактовки: «Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы». Чаша здесь представляет человеческий разум, объемлющий весь современный мир.

В мире много различных эмблем медицины. Они делятся на общие и частные, первые из них знаменуют врачевание вообще, а вторые частные медицинские направления. Знаки красного креста, горящего факела или свечи, сердца на ладони и др., тоже являются символами медицины.

Современная эмблема медицины - змея, обвивающая ножку чаши и склоняющая голову над самой чашей, - утверждена в нашей стране еще в 1924 году, а затем получила широкое распространение и за ее пределами. Острые на язык студенты-медики, давно придумали трактовку знаку медицины: символ поясняет - медик не прост, он хитер как змей, да и выпить не дурак. А каково же происхождение этого знака?

Змея сопровождает медиков с древних времен. Легендарный греческий врач Асклепий (мы его больше знаем в римской транскрипции - Эскулап) всегда изображался со змеей, поскольку благодаря змеям он стал не просто великим врачом, а даже врачом-богом, покровителем медицины. Вот что говорится об этом в греческом мифе. Уже будучи весьма известным, Асклепий был приглашен критским царем Миносом, чтоб воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, как вдруг посох обвила ядовитая змея. В страхе, Асклепий ударом посоха убил ее, но появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Трава воскресила убитую. Гениальный врач смекнул, в чем тут дело, разыскал такую траву, которую принесла змея, и собрав ее отправился на Крит, где воскресил ею сына царя Миноса.


Плита, найденная в г. Эфес с изображением символа медицины

Многие исследователи считают, что в основе «змеиной символики» в медицине лежит потаенный страх человека перед змеями, желание умилостивить грозную «богиню смерти» или отпугнуть болезнь, используя грозный вид ядовитой змеи. В древних преданиях нередко встречаются упоминания о различных мифических змееподобных существах, несших смерть человеку. При этом, части их тела и яд считались также сильными и универсальными лекарствами. Плиний Старший в «Естественной истории» писал о целебных свойствах амбисфены (греч. «двигающаяся в двух направлениях») - змеи с двумя головами: одна расположена в обычном месте, другая на хвосте: «... словно одной головы ей мало, чтобы извергнуть свой яд». Змея символизировала смерть и бессмертие, добро и зло. Их олицетворял и ее раздвоенный язык, и ядовитость ее укусов наряду с целебным действием яда, и загадочная способность гипнотизировать мелких животных и птиц. Это видимое противоречие, соединение в одном изображении двух разных, часто противоположных начал, характерно для символов, пришедших к нам из глубокой древности. Другой пример этого противоречия - чаша. Происхождение этой эмблемы врачевания различные гипотезы связывают с целительным действием воды и традицией приготовления лекарств в ритуальной чаше.

Первые изображения подобного символа медицины были датированы 800-600 гг. до н.э. Правда, в те времена змея и чаша существовали отдельно – в правой и левой руке богини здоровья Геи. Эмблему с сочетанием чаши и змеи, которую мы привыкли видеть, была предложена в XVI веке знаменитым врачом Парацельсом.

По мнению российского историка Ф.Р. Бородулина, чаша символизирует сосуд, где хранятся познания природы, которые из него должен черпать мудрый врач. Официально чаша со змей как отличительный признак военной медицины была введена Петром I. Широко распространена эмблема с чашей и змей среди фармацевтов.

На территории России изображение со змеёй, обвивающей ножку чаши, до сих пор считается эмблемой военно-медицинских войск.

Но чаша со змеей - это не единственный используемый символ медицины, есть и другие достаточно популярные.

Посох Асклепия

Истоки этой медицинской эмблемы идут ещё с VI в. до н.э и имеют греческие корни. Сам посох представляет собой суковатую палку, вокруг которой обвивается змея.

Легенда, рассказанная выше, дала толчок к тому, что на изображении первой международной эмблемы медицины был нарисован Асклепий, держащий в руке посох с обвившейся на нём змеёй.

В 1948 году, когда была проведена I Всемирная ассамблея здравоохранения, председателями ВОЗ в качестве эмблемы организации был выбрал посох, обитый змеёй, символизирующей медицину, который изображался на фоне земного шара, окаймлённого лавровыми ветвями – эмблема ООН.

Кадуцей (жезл Меркурия)


В мифологии древней Греции «кадуцей» обозначал жезл Гермеса (посланника богов, в римской мифологии - Меркурию). Жезл был обвит двумя змеями и увенчан крыльями. Змеи символизировали взаимодействие противоположностей. Впоследствии жезл стал символом уравновешенности и добродетельности. Поскольку кадуцей был неотъемлемой частью изображения посланника, он также олицетворял защиту тайны коммерческой и политической переписки.

Впрочем, в эмблеме медицины жезл предстает «древом жизни». Две обвивающие его змеи символизируют противопоставление мира живых и мира мёртвых, а сплетение их означает единство противоположных сил.

Красный крест и красный полумесяц


Красный крест изначально использовался в качестве эмблемы санитарной службы вооружённых сил, которая оказывала защиту и помощь больным и раненным.

Использование изображения и названия красного креста и красного полумесяца находится под контролем Женевских конвенций 1949 года, а также дополнительных протоколов к ним 1977 года.

В мусульманских странах вместо привычного для большинства европейских стран красного креста символом благотворительной помощи больным и раненный является красный полумесяц.

Одним из основателей знаменитой эмблемы красного креста стал Анри Дюнан, который в 1859 году был впечатлен количеством людских потерь в битве при Сольферино. Тогда армейские санитары не смогли справиться с большим количеством раненых, и одной из причин этому послужило отсутствие у них какого-либо отличительного признака, который мог быть опознан каждой из конфликтующих сторон.

Через 4 года, на Международной конференции в Женеве была принята эмблема обществ по оказанию помощи раненным военнослужащим. Этой эмблемой стал красный крест на белом фоне.

Восточный Кризис (1875–1878) и Русско-турецкая война (1877–1878) вызывали приток сотрудников Красного креста на территорию Османской империи. Но здесь деятельность МККК была разрешена лишь при смене изображения креста на эмблеме на полумесяц. В итоге на Женевской конвенции в 1949 году эмблемы красного креста и красного полумесяца на белом фоне были признаны в качестве защитных знаков военно-медицинских служб.

В настоящее время использовать эмблему Красного креста и красного полумесяца помимо Международной Федерации Общества Красного Креста и Красного Полумесяца и Международного Комитета Красного Креста разрешено национальным обществам и лицам, имеющим отношению к данной организации. В военное время изображение красного креста или полумесяца на белом фоне служит отличительным знаком и защитой военно-медицинских формирований, а также госпиталей, больниц и транспортных средств, оказывающих помощь нуждающимся.

Предполагают, что символ змеи в медицине появился в Древнем Вавилоне около четырех тысяч лет назад.

Змея у древних людей вообще была одним из тотемных животных. Для того времени характерно наделение волшебными свойствами животных — тотемизм. Им поклонялись, возводили в культ. Тотемной змее приписывалась двойная роль: роль добра и зла. С одной стороны, змея символизировала коварство и хитрость, а с другой — бессмертие, мудрость и знание.

Символ змеи присутствует у многих народов и символизирует добро, благосостояние и здоровье. Также змеям приписывалась магическая роль исцелять раны и обучать знахарству.
Существуют разные гипотезы, пытающиеся объяснить связь змеи у многих народов с исцелением больных. По одной из них — ассоциации людьми непонятных явлений с непонятными и загадочными существами, которыми были змеи. Причины болезней и смертей были еще неизвестны.
Змей обожествляли и считали бессмертными, так как они способны сбрасывать свою кожу и возрождаться. Считалось, что этот дар имели и люди но хитрые змеи украли его.

Твари ползущие фигурировали в мифологии Древнего Востока, в которых их связывали со здоровьем и врачеванием. В Африке они были связаны с врачеванием и колдовством. Очевидно потому, что лечением занимались колдуны (символом колдуна была змея).

В странах Европы змея была символом не просто лечения. Она символизировала знание и мудрость. Вполне возможно, что первых врачей отмечали как знающих, «ученых» людей.

Гипотез и предположений довольно много, но факт один — символ медицины — змея.

Поначалу змея изображалась без каких-дибо дополнительных атрибутов. Уже позднее стала известна эмблема в виде треножника Аполлона, обвитого змеей.Но все же самые известные — три эмблемы медицины : чаша со змеей, кадуцей и посох Асклепия.

Один изнаиболее узнаваемых символов медицины — посох Асклепия. Змея, которая обвилась вокруг сучковатой палки.

Асклепий — бог врачевания, сын бога правды и пророчеств Аполлона. По преданию, умел воскрешать мертвых. Зевс, испугавшись, что все люди станут бессмертными, убил его ударом молнии. По одной из легенд Асклепия пригласили во дворец Миноса, царя Крита, у которого умер сын. Асклепий в пути опирался на посох, как вдруг этот посох обвила змея. Испугавшись, врач убил ее. На посох сразу же забралась вторая, чтобы воскресить первую при помощи волшебной травы. Асклепий нашел эту траву, и воскресил лекарством из нее сына царя Миноса.
Поэтому Асклепия изображают стоя в длинном плаще, опирающегося на посох со змеей. Кстати иногда как раз изображали с двумя змеями, который по видимому и путали с жезлом Гермеса.

Жезл Гермеса (у римлян — Меркурия) или кадуцей

Слово «кадуцей» — греческое. Означает знак полномочий вестника. Кадуцей — волшебный жезл бога Гермеса, вестника греческих богов. Обвивают его две змеи. На вершине жезла — пара крыльев, символ уравновешенного и добродетельного поведения. Сейчас это сивол коммерции и медицины. Однако раньше это была довольно разнообразная символическая фигура (интересно, если знать, что Гермес кроме торговцев покровительствовал еще ворам и плутам). Последние четыре тысячи лет кадуцей ассоциировался с божественными силами, иногда — с вестниками богов. В алхимии был символом двойственности и космической энергии.

Ассоциация с медициной возникла из-за присутствия тех же змей, также как и змея на посохе Асклепия.

Чаша со змеей

«Хитрый как змея и выпить не дурак» —
студенты медики

Самая распространенная медицинская эмблема у нас в России. Первые изображения относятся к 8 веку до нашей эры. Поначалу это были два разных символа: . Это были атрибуты дочери Эскулапа — богини здоровья Гигеи (наука гигиена, помните?). Гигею изображали с чашей в одной руке и со змеей в другой. И не было раньше такого символа, какой мы привыкли видеть сейчас.

Историки считают, что чаша со змеей как символ была предложена известным врачом Парацельсом в 16 веке. Версий об истинном значении символа несколько. Вполне возможно, что чаша со змеей символизирует змеиный яд с его лечебными свойствами. Но чаще всего чашу рассматривают как источник мудрости и разума, источник познания для врача.

Гигея изображалась со змеей, пьющей из чаши

В России чаша со змеей как основной медицинский символ появилась в 18 веке (поначалу с двумя змеями). В 1924 году — символ, сходный с современным был отличительным знаком военной медицины. Этот знак в настоящее время — официальная эмблема военно-медицинского состава Российской армии.

Символ военных медиков, начиная с 2005 года

Символ красного креста

Это официальная эмблема общества Красного Креста. У многих ассоциируется с медицинской деятельностью, воспринимается как «все медицинское». Значение этого сивола совершенно другое. Это особый символ. Предназначается для защиты медиков во время военных действий. Поэтому сейчас он убирается с вывесок аптек, медицинских шапочек, автомобильных аптечек (не уверен, что активно). Это один из немногих символов, который узнают во всем мире.

Символика Красного Креста

Символ красного креста и красного полумесяца (а теперь еще и красного ромба) — официальная эмблема Международного Движения Красного Креста. Инициатором создания общества, оказывающую благотворительную медицинскую помощь раненым во время войн был швейцарец Анри Дюнан, в 19 веке. По сути, красный крест — это инвертированный (цвета поменяли местами) флаг Швейцарии. Хотя символ красного креста известен еще со времен крестовых походов.
В мусульманских странах ту же роль выполняет эмблема красного полумесяца, в Израиле распространена красная звезда Давида.

В 2005 году Международный Комитет Красного Креста принял еще одну символику: красный ромб (или кристалл). Дело в том, что в Комитет было прислано большое число заявок на признание национальных эмблем: красное пламя от Тайланда, красный кедр от Ливана, красная пальма от Сирии, даже красный носорог от Судана. От Зимбабве вообще была заявлена красная звезда. Посчитали, что такое разнообразие может разрушить саму идею универсального символа, поэтому оставили эти три эмблемы.

По Женевской конвенции 1949 года эмблема Красного Креста присваивается гуманитарным медицинским транспортам, зданиям, миссиям с целью защиты от атак во время вооруженного конфликта. Этим символом оборудуют здания, автомобили, она наносится на форму. У этой эмблемы одна особенность: её нельзя приобрести как торговый знак и бренд.
Сейчас в России возникла путаница: красная полоса, красный крест и номер телефона 03 на машинах скорой помощи наносится по ГОСТу 1975 года, но по Женевской Конвенции это запрещено.

Звезда жизни (Star of Life)

Эмблема неотложки. Прежде всего в США

Эмблема, похожая на синюю снежинку. Символ шестилучевой звезды, обозначающий неотложную медицинскую помощь в США. В центре эмблемы — знаменитый посох Асклепия со змеей. Используется на автомобилях экстренной медицинской помощи на территории Соединенных штатов. Неотложка до 1973 года использовала оранжевый крест на белом фоне (оранжевый — цвет всех МЧСников, так как хорошо заметен). В 1997 году истек срок патента на этот символ у США. Теперь его можно увидеть и в других странах (например Перу, Польша).

Если вы нашли опечатку в тексте, пожалуйста, сообщите мне об этом. Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Все мы знаем и много раз видели медицинскую эмблему - чаша с обвивающей ее змеей. Изображение этого символа украшает коробки с медикаментами, вывески больниц, аптек, поликлиник и других медицинских учреждениях. Помнится, Петросян когда-то шутил над этой эмблемой: рюмка – символ бесплатного спирта в медицине, а змея из-за того, что «бюллетень не дают». Ну а если без шуток, как-то мы не особо задумывались, что именно означает эта чаша со змеей? Так вот, однозначной трактовки медицинской эмблемы не существует. Одни ученые считают, что этот символ указывает на целебные свойства применяемого в медицине змеиного яда, а чаша является сосудом, где этот яд хранится. По утверждениям других, обвивающая чашу змея символизирует бессмертие, знание, мудрость и добрые начинания. К тому же, есть предположения, что корни медицинской эмблемы, уходят к древней римской и греческой мифологиям. Древнеримский Бог врачевания Эскулап (у древних греков он же Асклепий) изображался с обвитым змеей жезлом. Согласно легенде, змеям известны лечебные свойства различных целебных растений и, чтобы эти знания обрести нужно превратиться в змею, а затем обратно в человека. И Богу врачевания Эскулапу это удалось. Используя змеиные секреты, он лечил больных целебными травами. Согласно этой легенде, на медицинской эмблеме чашу обвивает не какая-то абстрактная змея, а конкретный ее вид – Эскулапов полоз (Эскулапова змея). К слову, Эскулапова змея не ядовита.




Оказывается, в России медицинский символ со змеей, овивающую рюмку, называли «гиппократовой чашей». А официальной эмблемой ее стали считать в XVIII веке, но документально это никак не подтверждено. Военная медицина тоже получила похожую эмблему, только чашу там обвивают не одна, а две змеи.

Я вот тут задумался, мы часто слышим вещи о которых ничего не знаем подробно. Вот например кто не знает словосочетание клятва Гиппократа. А вы читали ее? И я нет. Вот давайте вместе почитаем, а заодно узнаем и историю символов медицины: змеи, чаши, креста и т.п. Итак...

Гиппократ (ок. 460 - ок. 377 до н.э.), греческий врач и педагог, чье имя связывается в представлении большинства людей со знаменитой клятвой, которая символизирует высокие этические нормы европейской медицины. Гиппократ, которого называют «отцом медицины», считается автором обширного собрания греческих медицинских сочинений. Сведения о его жизни скудны и малодостоверны, самая ранняя из сохранившихся биографий написана Сораном Эфесским лишь пять веков спустя. Невозможно оценить источники Сорана, но многое в его повествовании является несомненным вымыслом.

Соран датирует рождение Гиппократа 460 до н.э. и относит период его активной деятельности ко времени Пелопоннесской войны (431-404 до н.э.); кроме того, он приводит разные мнения относительно возраста, до которого дожил Гиппократ. Все авторы согласны в том, что Гиппократ прожил очень долгую жизнь, не менее 90 лет. Эта хронология подтверждается источником того времени: в Протагоре Платона Гиппократ упомянут как ныне живущий врач, обучающий медицине за плату. Диалог написан в начале 4 в. до н.э., а действие в нем разворачивается в 432 до н.э. Аристотель называет Гиппократа «великим», поэтому не может быть сомнения в том, что выдающийся врач, носивший это имя, действительно жил в конце 5 в. до н.э.

Хотя Гиппократ был уроженцем острова Кос, он, судя по всему, путешествовал и практиковал в других частях греческого мира. В античных источниках мы встречаем утверждение, что Гиппократ был вынужден покинуть Кос из-за обвинения в поджоге, но у нас нет никаких сведений о том, что свою репутацию он завоевал именно на Косе. Местом действия большинства случаев, описанных в тех двух книгах трактата Эпидемии, которые считаются принадлежащими самому Гиппократу, являются Фасос, маленький остров в северной части Эгейского моря, и Абдера, ближайший к нему город на материке; в тех же книгах встречаются упоминания о Кизике на южном берегу Пропонтиды (совр. Мраморное море), о Ларисе и Мелибее в Фессалии. Традиционно считалось, что Гиппократ умер в Ларисе.


Второе и последнее дошедшее упоминание Гиппократа современником мы находим также у Платона, в Федре, где говорится, что Гиппократ считал хорошую теорию более важной для медицины, чем чисто эмпирические наблюдения. Эту точку зрения трудно согласовать с некоторыми сохранившимися сочинениями из Гиппократова корпуса. Существует множество более поздних упоминаний Гиппократа, но они относятся уже не к нему самому, а к обширному корпусу сочинений, дошедших под его именем.

Дошедший до нас Гиппократов корпус («Гиппократов сборник») содержит ок. 70 отдельных сочинений, хотя ясно, что некоторые из них - части некогда единых трудов. Кроме того, здесь обнаруживается определенное перекрытие одних сочинений другими и повторы. Собрание содержит как собственные сочинения Гиппократа, так и творения других авторов, написанные в разное время. Высказывались предположения, что корпус представляет собой скорее остатки медицинской библиотеки, чем работы авторов, принадлежавших к одной школе. Некоторые из сочинений свидетельствуют о развитой научной мысли и мастерстве клинических наблюдений и потому считаются более «подлинными», чем остальные. Но даже по этому вопросу нет общепринятого мнения: есть исследователи, которые вообще сомневаются в существовании сочинений, принадлежащих самому Гиппократу.

Содержащаяся в корпусе клятва Гиппократа позволяет судить о практической деятельности раннегреческой медицинской школы. Некоторые ее места кажутся загадочными. Но она замечательна своим стремлением установить высокие моральные нормы врачебной профессии. Учения Гиппократа оказали сильнейшее влияние не только на древнюю, но и на современную медицинскую практику. В древности книги Гиппократова корпуса были переведены на латинский, сирийский и арабский языки.

Вот впрочем она и сама:

"Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями. Это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного кессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому".

А теперь давайте обратимся к другим символам медицины.

В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний.

Змея у многих народов символизирует добрые начала, обеспечивающие благосостояние дому и здоровье живущих там, а также обладает магической силой исцелять раны и учить людей лекарскому мастерству.

Характерно, что в античном мире медицину символизировала не ядовитая змея, а безобидный уж. Именно ужи - эскулаповы змеи - жили в центрах культа бога врачевания Эскулапа в Греции и Риме. Записи античных авторов-медиков указывают, что ужи ползали по дому во время "священного сна", часто вылизывали больные места - глаза, раны. Римляне очень любили этих змей, содержали их при банях и купальнях. Полагают, что в некоторые страны Европы эскулапова змея попала благодаря римским завоевателям.

Можно по-разному объяснять то, что многие народы издавна связывали змей с исцелением больных.
Некоторые исследователи считают, что болезни, а тем более смерть всегда были для людей явлениями таинственными и непонятными. Непонятны были и причины болезней и смертей. Змея тоже всегда оставалась существом таинственным и непонятным. Может быть, полагают эти исследователи, люди связывают непонятные явления с непонятными существами. Возможно, хотя объяснение, пожалуй, не очень убедительное. Тем более, что змея всегда была символом мудрости, учености, т.е. альтернативы незнания.

В мифологии стран Древнего Востока змеи фигурировали часто, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и врачеванием их. У африканских народов змея тоже часто была связана с врачеванием. Объясняется это, очевидно, тем, что в Африке врачеванием занимались колдуны, они же, как правило, были и заклинателями змей. Символом колдуна была змея. Вот так и получалось: змея колдун - лечебная магия. Потом колдун почему-то выпал из этой цепочки, и остались змея и лечебная магия.

В Европе же змея не просто символизировала лекаря, как в Африке - колдуна, она символизировала мудрость и знание в целом. Возможно, врачи, как представители особой профессии раньше других выделились из среды «ученых людей» а, может быть, и вовсе были первыми учеными на Земле. Поэтому именно змея осталась их профессиональной эмблемой.
И всё же, трудно с определённостью сказать, почему так случилось: у нас нет почти никаких фактов, кроме одного факта - символа медицины - змеи.

Предполагается, что в качестве эмблемы врачевания символ змеи впервые был использован около II тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне, где в эпоху рабовладения сохранялось поклонение животным.

Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов. Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеей. В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 в. существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей. Зеркало было символом чистоты и осторожности — качеств, необходимых врачу.

Однако самыми известными стали три эмблемы медицины: посох Асклепия, кадуцей и чаша со змеёй.

Посох Асклепия

Посох Асклепия - суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх -является одним из наиболее узнаваемых символов медицины примерно с VIII в. до н. э.


Асклепий, бог врачевания.

Греческие мифы повествуют, что Асклепий (у римлян - Эскулап, восх. к финикийскому Эшмуну) - сын бога света, правды и пророчеств Аполлона - обучился своему мастерству исцеления у кентавра Хирона и был известен как искуснейший врач, умевший воскрешать мертвых. Однако Зевс, испугавшись того, что благодаря искусству Асклепия люди станут бессмертными, убил его ударом молнии. Асклепий стал почитаться как бог врачевания.В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса — царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но едва он это сделал, как появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Видимо, Асклепию уже было предначертано судьбой стать богом, поэтому он, обладая нечеловеческой прозорливостью, тут же все понял, нашел траву, которую принесла змея, собрал ее и, прибыв на Крит, воскресил ею сына царя Миноса.

Эта легенда объясняет, почему в большинстве случаев Асклепий изображается стоя, в длинном плаще, держащим в руках посох, обвитый змеей. Его фигура стала первой международной эмблемой медицины.

В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций. Эта эмблема были принята на I Всемирной ассамблеездравоохранения в 1948 г. и состоит в сущности из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей). Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы (змея).

Кадуцей (жезл Меркурия)

Греческим словом «кадуцей» («знак полномочий вестника») называли волшебный жезл посланника греческих богов Гермеса (у римлян - Меркурий), обвитый двумя змеями, обычно увенчанный парой крыльев.

Змеи, обвившие кадуцей символизировали взаимодействие противоположных сил. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей — причина, по которой он стал в Древнем Риме символом уравновешенного и добродетельного поведения.

Кадуцей стали использовать в качестве знака, защищающего тайну коммерческой или политической переписки. В настоящее время это - эмблема медицины или коммерции, однако когда-то кадуцей представлял собой интригующе разнообразную символическую фигуру.

Жезл, обвитый двумя змеями, сочетает в себе сразу несколько фундаментальных символических элементов: центральный стержень символизирует Древо Жизни (в значении связи между небесами и землей); двойная спираль, сформированная змеями, — символ космической энергии, двойственности, а также единства противоположностей; сами змеи — плодотворные силы земного и потустороннего миров.

На протяжении последних 4000 лет этот символ ассоциировался с божественными силами (а иногда и с вестниками богов) в Финикии и Вавилоне, в Египте и Индии (где кадуцей стал обозначением кундалини — энергии пробуждения). В алхимии кадуцей — символ единства противоположностей (ртути и серы). Он может символизировать равновесие, а в западном искусстве — быть атрибутом аллегорической фигуры Мира.

Ассоциация с медициной произошла из-за присутствия в кадуцее змей - как в посохе Эскулапа. Знаменитый психолог Карл Юнг считал кадуцей эмблемой гомеопатической медицины — змея обозначает одновременно яд и лечебное снадобье.


Это наиболее распространенная в нашей стране медицинская эмблема.

Первые изображения чаши со змеей относятся к 800—600 гг. до н. э. При этом вначале змея и чаша фигурировали раздельно и были атрибутами дочери Эскулапа, богини здоровья Гигеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой. Точного и узаконенного символа медицины в виде изображения змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было. По данным академика Е. Н. Павловского, такое появилось лишь в XVI веке, благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея.

Истинное значение этой эмблемы остается спорным. Возможно, что она олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все добрые начала.

Одним из первых российских историков медицины, обратившихся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеей, был Ф.Р. Бородулин. Он высказался так: "Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы". То есть, в наше время чаша в медицинской эмблеме представлена как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.

В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в 18 веке, хотя никаких официальных государственных документов, подтверждающих это, не обнаружено.

Как отличие врачебной службы в армии чаша со змеей (двумя змеями) была введена еще при Петре I. Змея, обвивающая ножку чаши и склонившая голову над самой чашей, как символ военной медицины, был утвержден в нашей стране Реввоенсоветом в 1924 (1922?) году. Этот знак эмблема сохраняется в России до сих пор в качестве официальной эмблемы военно-медицинского состава всех родов.

Наиболее общепринятой является применение эмблемы в виде чаши со змеей для фармацевтической деятельности. Во всяком случае, именно это считается абсолютным основанием для отказа в регистрации этого символа в качестве товарного знака фармацевтических фирм.

А вот еще есть один очень распространенный в нашей стране символ. Но его смысловая нагрузка оказывается несколько искажена.

В нашей стране сохраняется совершенно неправильное представление о значении эмблемы Красного Креста. Подавляющее большинство считает, что Красным Крестом обозначается все, что имеет отношение к медицине и... глубоко заблуждается — в большинстве привычных глазу обозначений этот знак используется незаконно...

Этот символ вовсе не означает "все медицинское". Он предназначен для защиты медиков, госпиталей, раненых и больных во время военного конфликта. Он — совершенно особая символика, "экстренное" изображение, к которому нельзя "приучать глаз". Поэтому Красный Крест должен исчезнуть и с вывесок аптек, с досок, висящих у входа в лечебные учреждения, с шапочек медсестер, автомобильных аптечек и пр.

Красный крест и красный полумесяц на белом поле принадлежат к числу немногих знаков, которые легко узнают люди во всем мире. Созданные первоначально для обозначения санитарных служб вооруженных сил и обеспечения защиты больных и раненых, они постепенно превратились в символы беспристрастной гуманитарной помощи, предоставляемой всем, кто страдает.

Эти символы являются официальными эмблемами Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца.
Инициатором создания Движения в 19 в. стал швейцарец Анри Дюнан. Под впечатлением уведенного в одном из сражений франко-австрийской войны, он опубликовал статью, в которой задавал вопросом: а возможно ли создать добровольную благотворительную организацию, оказывающую помощь раненым во время войн и вооруженных конфликтов?

Женевское благотворительное общество «La Societe genevoise d"utilite publique» («Женевский союз по поддержанию общественного блага») подробно изучило публикацию Дюнана и учредило комитет, занявшийся вопросами практической реализации рекомендаций. Этот орган, состоявший из 5 членов, стал позже известен как Международный Комитет Красного Креста (МККК).

Первое заседание МККК состоялось 17 февраля 1863 в Швейцарии. В дань уважения к стране, исторически сохранявшей нейтралитет по отношению к воюющим сторонам, и организовавшей первую Женевскую Международную конференцию в 1863 году, за основу эмблемы был принят государственный флаг Швейцарии с конверсией федеральных цветов, то есть красный крест на белом фоне - . Четыре части этот креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество.

Во время Восточного Кризиса (1875-1878) и Русско-турецкой войны (1877-1878) Османская империя разрешила деятельность Красного Креста на своей территории, однако, обязав МККК изменить свою символику на Красный Полумесяц.

С тех пор в большинстве исламских стран ту же роль играет красный полумесяц, а в Иране — красный лев и солнце. В Израиле распространена красная звезда Давида, хотя она не получила признания со стороны международного гуманитарного права.

В настоящее время Красный Крест разрабатывает новую универсальную символику, которая бы не содержала религиозных элементов.

Согласно Женевским конвенциям 1949 г. (ратифицированы СССР в 1954 году) эмблема Красного Креста присваивается гуманитарным и медицинским транспортам, зданиям, конвоям и миссиям с целью их защиты от атак со стороны конфликтующих сторон. Только медицинская служба армии государства-участника женевских конвенций вправе ее использовать. Эти эмблемы изображаются на крышах и боковых поверхностях зданий, капотах и дверцах военных машин, палатках и других объектах, где находятся раненые и больные воины, военные врачи, а также пострадавшее гражданское население.

В мирное время в Качестве отличительного знака эмблема используется национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, а также машинами и станциями скорой помощи, которые принадлежат третьим сторонам, при условии, что эмблема применяется в соответствии с положениями национального законодательства, и что национальное общество разрешило использовать её в этом качестве, и что пункты оказания первой помощи будут проводить лечение исключительно на безвозмездной основе.

У этой эмблемы есть еще одна особенность, которая отличает ее от обычных торговых знаков или брендов. Нельзя приобрести лицензию на ее использование даже в самых благородных целях. Это символ беспристрастной медицинской помощи всем страждущим, независимо от национальности, расовой и религиозной принадлежности. Присоединяясь к женевским конвенциям, государство берет на себя обязательство не только содействовать развитию национального Общества Красного Креста и Красного Полумесяца, но и защищать его символы на законодательном уровне.

По мнению обществ Красного креста, именно это глубокое чувство уважения к эмблеме зачастую приводит к непреднамеренному неправильному ее использованию, что может повлечь ущерб и дискредитацию сложившегося образа, путаницу, приводящую к серьезным последствиям. Наиболее распространенным нарушением в использовании эмблемы в мирное время считается имитация, то есть использование знака, который по форме или цвету может ассоциироваться с красным крестом. Незаконное присвоение права использовать эмблему: речь идет об использовании эмблемы организациями или лицами, не имеющими на то право (коммерческие фирмы, аптеки, врачи, занимающиеся частной практикой, неправительственные организации, частные лица).

Когда эмблемы используют не по назначению, может произойти путаница. Если начнутся военные действия, гражданские медучреждения эвакуируются, уедут хозяева частных клиник и аптек, а их помещения могут занять боевики или в этих зданиях будут расположены военные склады. И тогда начнут обстреливать все объекты с красными крестами, в том числе и принадлежащие медицинской службе армии.

Каждое государство — участник Женевских конвенций — обязано принять меры, направленные на предотвращение и пресечение злоупотреблений в использовании эмблемы. Поэтому власти многих стран, в том числе и в СНГ (за исключением России), по рекомендации МККК приняли законы, ограничивающие использование официальной эмблемы МККК. Официальная эмблема этой организации должна использоваться как символ спасения во время боевых действий, чрезвычайных происшествий, дабы эмблема не примелькалась, не стала чем-то обыденным. В Беларуси и Украине, например, красный крест на белом фоне может использоваться на машинах медицинской службы вооруженных сил, на машинах медслужбы внутренних войск, на транспорте Министерства по чрезвычайным ситуациям. А вот автомобили "скорой помощи", относящиеся к Министерству здравоохранения, должны лишиться этой эмблемы.

В России сложилась в этом смысле парадоксальная ситуация: специальная раскраска машин скорой помощи (красная полоса на белом или лимонно-желтом фоне, символы красного креста и надписи телефона "03") наносятся на машины скорой помощи в соответствии с ГОСТом Р50574-2002. Кроме того, форма, размеры и порядок применения эмблемы Красного Креста в России должны соответствовать ГОСТ 19715-74, существующего еще с советских времен (с 1975 года).

Таким образом, с одной стороны, недопустимо применение песочного цвета для окраски машин скорой помощи (а как известно жителям больших городов, все реанимобили, изготовленные в Германии, окрашены по немецким стандартам именно в этот цвет), как впрочем и нанесение на машины скорой помощи рекламных надписей и картинок (кто не видел плакатики страховых компаний на бортах машин скорой?). С другой стороны, машины коммерческой скорой помощи с формальной точки зрения не имеют право нести красный крест, поскольку медицинская помощь оказывается ими за деньги, и в соответствии с ГОСТом на них должен быть нанесен телефон 03 государственной службы скорой помощи. В общем, как это принято издревле на Руси, глупость закона скомпенсирована необязательностью его исполнения.

Вы же можете мне напомнить еще один символ медицины, больше из зарубежа. Вот такой:

Известная медицинская эмблема - синяя "снежинка" - родом из Соединенных Штатов Америки. Там ее называют Звездой жизни - Star of Life. Эту медицинская эмблема сопровождает службу Экстренной медицинской помощи (Emergency Medical Services), которую совместно контролируют Американская медицинская ассоциация (American Medical Association) и Департамент здравоохранения, образования и социальной помощи США (Department of Health, Education and Welfare).

Каждый из 6 лучей Звезды жизни означают одну из функций службы Экстренной медицинской помощи: обнаружение, извещение, отклик, помощь на месте, помощь при транспортировке, транспортировка для дальнейшей помощи. В центре эмблемы расположены змея и посох Асклепия.

Эмблема Star of Life разработана Лео Шварцем (Leo R. Schwartz, 1921-2004), шефом отдела экстренной медицинской помощи Национальной администрации безопасности движения на дорогах (Chief of the EMS Branch of the National Highway Traffic Safety Administration (NHTSA)). Эмблема была разработана после того, как Американский Красный Крест запретил использование применявшегося ранее оранжевого креста на белом фоне, считая его имитацией эмблемы Красный крест.

Синяя снежинка с шестью лучами была одобрена АМА и с 1 февраля 1977 года зарегистрирована как сертификационный знак от имени NHTSA. Национальная администрация безопасности движения на дорогах (NHTSA) обладает эксклюзивными правами контроля за использованием эмблемы Star of Life на территории Соединенных Штатов. Его использование на автомобиле Экстренной медицинской помощи подтверждает, что оснащение машины отвечает стандартам Депатрамента перевозок США (U.S. Department of Transportation), а персонал, использующий эту машину, обучен оказанию медицинского пособия в соотвествии со стандартами помощи в критических ситуациях. Использование эмблемы на дорожных картах и знаках указывает на места расположения квалифицированных служб скорой медицинской помощи.

Вот вроде бы все символы обошли. Ничего не забыли?

Похожие публикации